Наше понимание Библии

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.
Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара. Интересуясь всякой подробностью, касающейся личности и семьи Аврама, бытописатель отмечает и факт женитьбы Аврама и оставшегося в живых его брата — Нахора. «Сара» — имя жены самого Аврама, по более точному переводу, означает «госпожа»; из 20-й гл. 12 ст. видно, что она доводилась сестрой Авраму, но не родной, как объясняют иудейские раввины и христианские экзегеты, а или сводной (от разных матерей), или даже племянницей, будучи родной сестрой Милки и дочерью уже умершего брата Аврама — Арана.
30 И Сара была неплодна и бездетна.
Важная подробность, приготовляющая к последующему повествованию (16:1; 18:11-12).
31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
И взял Фарра Аврама... вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую. Моисей здесь не объясняет нам мотивов переселения Фарры из его отечественной земли, но в ином месте (Быт 15:7) он и сам отчасти указывает, а другие священные писатели и прямо говорят, что это было сделано им в силу особого божественного повеления (Неем 9:7; Деян 7:3,4), имевшего, очевидно, своею целью сохранение дома Фарры от заражения всеобщим идолопоклонством (Нав 24:2-3). Из южной области Ура Халдейского Фарра со всеми перечисленными здесь членами своего семейства двинулся на север в землю Ханаанскую, т. е. к пределам Сирии и Палестины; но на пути своего переселения они сделали более или менее продолжительную остановку в Харране, области, лежавшей при реке Белии, на прямом пути между Низибией и Гаргамами, нередко встречающейся в клинообразных текстах и известной также по знаменитой битве Красса с парфянами.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
32 И было дней [жизни] Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.
Даже и самому Фарре, как тронутому идолопоклонством (Нав 24:2), не суждено было видеть земли обетованной, а определено умереть на пути к ней — в Харране.
Аврам, человек, который понял, что Бог Един (Фарра поклонялся языческим богам). Вот за это Бог его и выбрал. И после проверок назвал его Авраам.
Изменение в Божьих планах относительно человека. До этого момента не существовало ни еврея, ни язычника. Язычники продолжают существовать под заветами Адама и Ноя, продолжается период человеческого управления. Совесть никогда не освобождает от вины. Совершенно иная ответственность возникает у язычника или еврея, которые познали Евангелие.
"Родословие Фарры" повествует о жизни Авраама и занимает более десятка глав. Читателя может удивить, почему Моисей не назвал это "Родословием Авраама", раз уж он является здесь наиболее важным лицом. Тому есть несколько причин. Одна из них состоит в том, что отец Авраама Фарра первоначально является главой этой выдающейся семьи. Данное родословие также знакомит нас с рядом членов семьи Фарры, которые не были потомками Авраама, - людьми, подобными Лоту, Ревекке, Рахили или Лии. Мы опять видим, что, определяя структуру Книги Бытие, Моисей тщательно подбирал слова и употреблял их осторожно.
"Родословие Фарры" показывает нам, что после того как человечество вновь в неверии отпало от Бога, Бог избрал семью Аврама из рода Сима для продолжения линии Спасителя. Ради Своего чудесного замысла относительно человечества, Бог дал Авраму целый ряд обещаний, в центре которых стоит Спаситель, и научил его верить в эти обещания.
Впервые мы встречаемся с благословенным семейством Фарры в городе Ур, к северо-западу от Персидского залива. Около 2100 года до Р.Х. Ур был многолюдной и процветающей столицей древнего народа, шумеров. Глиняные таблички, обнаруженные при археологических раскопках в Уре, свидетельствуют о высокоразвитой и утонченной культуре. [В Уре Халдейском, как и во многих других местах Двуречья, в те времена глиняные таблички служили материалом для письма. Таблички с наиболее серьезными записями подвергались обжигу.] К сожалению, в них говорится также и о существовании ряда языческих храмов. Столетиями позднее Иисус Навин сказал израильтянам: "Отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора... служили иным богам" (Нав.24:2).
Будет преувеличением утверждать, будто Фарра и его семья совсем ничего не знали об истинном Боге. Это противоречит словам Авраама, произнесенным годами позднее, когда он искал жену для своего сына Исаака. Авраам, чтобы найти своему сыну богобоязненную супругу, приказал слуге искать невесту для Исаака не среди хананеев, но среди своих родственников (24:3,4). Хотелось бы думать, что Фарра знал истинного Бога и поклонялся Ему. Но все же его вера не была полностью свободна от языческих суеверий.
Бог призвал Аврама покинуть Ур. Послушные Богу Аврам и его жена Сара, вместе с отцом Фаррой и братом Нахором, оставили Ур и переместились на 850 км к северо-западу, в город Харран (современная Сирия). После смерти Фарры (Деян. 7:2-4) Бог повторно призвал Аврама. Покоряясь Божьей воле, Аврам в возрасте 75 лет оставил Харран и переселился на юг, в землю Ханаанскую, - за ним последовали его жена Сара и племянник Лот. О Саре здесь упоминается важная подробность, которая позднее станет ключевой в Божьем плане наставления Авраама. Сара (чье имя позднее изменено на Сарра) была бесплодна.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Глава 12

V этап - Обетование

Начиная с 12 гл., священнописатель показывает на примере жизни нескольких людей, что происходит в мире, когда Бог руководит событиями и люди исполняют Его волю: обнаруживается единство и смысл истории.
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
И сказал Господь Авраму. Обращают внимание здесь на имя Бога, Который называется не Элохим, как в большинстве случаев доселе, а Иегова, и находят в этом мудрое намерение бытописателя выразить мысль о Боге, как Промыслителе и Спасителе человечества. На вопрос: когда Бог сказал это Аврааму? — большинство, вслед за архидиаконом Стефаном (Д. VII, 2), отвечает, что это произошло еще при жизни Фарры, в Уре Халдейском, что подтверждается и последующим контекстом речи, именно указанием на отечественную землю, какой была только земля Халдейская, а не Харран.
Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дому отца твоего... в землю, которую Я укажу тебе. Апостол Павел говорит, что Авраму не было еще открыто имя той земли, которая ему предназначалась (Евр 11:8); и тем не менее он, послушный божественному гласу, нисколько не колеблется оставить все, что было у него дорогого (родину, родных и отчий дом), и безропотно меняет все это на неизвестное будущее и на предстоящую ему беспокойную жизнь кочевника. «Посмотри, — говорит по поводу этого св. Иоанн Златоуст, — как с самого начала праведник был приучаем предпочитать невидимое видимому и будущее тому, что уже находилось в руках... Подумай, возлюбленный, какой возвышенный, необладаемый никакой страстью или привычкой, дух потребен был для исполнения этого повеления!» Целью такого разрыва всяких связей с прошлым было божественное попечение о сохранении рода и дома Аврамова от увлечения повсюду разлившимся нечестием, охватившим даже и дом его отца Фарры (Нав 24:2-3). Как бы в награду за такое послушание и веру Аврама, Господь преподает ему торжественное благословение, в котором возвещает четыре рода обетовании: 1) обещание многочисленного потомства; 2) дарование благ временных и вечных; 3) награду славы и бессмертия в потомстве и 4) превращение его личности в источник благословения для других. Все эти божественные обетования действительно и оправдались на последующей судьбе потомков Авраама, как плотских, т. е. евреев, так и еще более — духовных, т. е. христиан (Рим 4:11-17; Гал 3:7-9).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
Аврам - великий мыслитель, как Ньютон и Эйнштейн, догадался в древности, что Бог един, по этому Бог и призрел на него.
"И сказал Господь Авраму..." Этими простыми словами Книга Бытие начинает свое повествование об Авраме (чье имя Бог позднее изменит на Авраам). Моисей посвятил более десятка глав жизни этого человека (точнее, второй половине его жизни). Почему так много внимания в Священном Писании уделяется одному человеку?
Тому существуют две причины. Прежде всего, Бог избрал Аврама, чтобы тот стал отцом нового народа Израиля, - народа, из которого произойдет Спаситель. Но есть и еще одна причина, почему Авраму уделяется так много внимания в обоих Заветах - Ветхом и Новом. Как Бог поступил с Аврамом, так Он поступает с каждым грешником. Чем лучше мы понимаем, что Бог говорил Авраму, тем очевидней для нас, что Бог желает сказать грешному миру сегодня.
Обратите внимание также, что с Аврамом говорил Господь, Бог Спаситель. Мы не знаем, какой Он избрал путь, обращаясь к Авраму, но мы знаем, что это было удивительное общение, которое никогда бы не произошло, если бы Бог не вмешался в жизнь Аврама.
Многие теологи не одобряют мысль о том, что Бог вмешивается в человеческую историю. Но христианство побуждает нас верить в чудеса безоговорочно. За столетия, прошедшие после Потопа, неверие так распространилось среди потомков Сима, что верный своим обещаниям Бог счел необходимым вмешаться, чтобы сохранить на земле знание о Его великом замысле. Обратите внимание, в каком направлении происходил этот чудесный разговор. Бог говорил с Аврамом, а не наоборот. Важно отметить, что если суждено иметь место общению между Богом и грешником, инициатива должна исходить от Бога, с Его стороны, а не с нашей.
"Аврам, пойди из земли твоей". Аврам слышал дважды в своей жизни, как Бог произносил эти слова. Первый раз это случилось в Уре, в южной Месопотамии, когда он вместе с семьями отца и братьев покинул свой дом. Следуя проторенными торговыми путями, они двинулись на север, в Харран. А в Харране Аврам услышал, как Бог произнес эти слова повторно. Очевидно, с человеческой точки зрения, Аврааму труднее было повиноваться во второй раз. Когда Аврам оставлял Харран, Бог не только повелел ему покинуть свою землю и свой народ, но добавил: "Пойди... из дома отца твоего". Немногими родственниками, сопровождавшими Аврама из Харрана, были его жена Сара и племянник Лот.
Кажется чрезмерным требование Бога, чтобы 75-летний человек покинул дом, родственников и отправился в незнакомое место. Чтобы укрепить в Авраме желание следовать призыву, Бог дал ему обещание или, точнее, целый ряд обещаний. И это истина, которая сама по себе достойна упоминания. Бог общается с нами, как Он общался и с Аврамом, опираясь не на требования, а прежде всего - на обещания.
Мы можем выделить отдельные жемчужины в ожерелье обещаний, дарованных Богом Авраму. Бездетный 75-летний муж бесплодной 65-летней женщины услышал Божьи слова: "Я произведу от тебя великий народ". Чтобы вытеснить у него мысль: "Как человек моего возраста может отсечь все корни и начать новую жизнь?" - Бог заверил Аврама: "Я благословлю тебя". Бог пообещал не только излить благословения лично на Аврама. Он избрал Аврама для безмерного благословения других людей: "И будешь ты в благословение".
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
"Я возвеличу имя твое". Когда Бог призвал Аврама, тот был преуспевающим скотоводом. Но на страницах Священного Писания Аврам рассматривается совсем в ином качестве. Он тот, с кем Бог поделился некоторыми священными тайнами. Он назван другом Божьим, он отец всех верующих, он отец израильского народа, он предок Мессии. Благословения придут через Аврама. На протяжении всей дальнейшей истории счастье (или его отсутствие) будет зависеть от взаимоотношений людей с Аврамом.
Аврам ощутит враждебность к себе в последнее столетие своей жизни, когда будет кочевать в землях, принадлежащих язычникам. Но Бог обещал ему столь тесную связь со Своими делами, что всякий проклинающий и презирающий его будет приравниваться к восстающему против Бога.
Величайшее из благословений, дарованных Богом Авраму во время его призвания, было следующее: "И благословятся в тебе все племена земные". Неверность семитов грозило вновь погрузить весь человеческий род в духовную тьму, но Бог по любви Своей принял инициативу на Себя и позаботился, чтобы этого не случилось. Бог пообещал Авраму, что из его семьи произойдет великий Потомок, Который принесет благословение каждому человеку на земле.
Мы можем выделять отдельные составляющие этого букета Божьих обещаний, дарованных Авраму, но важно при этом помнить, что все они сосредоточены на Христе. Все, что Бог сказал Авраму о его многочисленном потомстве и о новой земле, в которой они поселятся и которую унаследуют, - обретает подлинный смысл рядом с откровением Божьим о Христе. Аврам понял это из слов Бога. Иисус пояснил это, сказав: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался" (Иоан. 8:58).
Аврам был спасен не общей верой в милосердного Бога, он был спасен верой в Личность, и только этой верой в Личность, и только верой в эту единственную Личность. Вот почему так много внимания уделяется на священных страницах описанию веры и жизни Аврама. Таким же образом, как был спасен Аврам, спасаются грешники и по сей день. Бог не устанавливал один путь вступления в Свою семью во времена Ветхого Завета и другой - для нас, людей Новозаветного времени. Всегда существовал только один путь - вера в Божьи обещания, в центре которых Христос.
Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну. Заключая завет с Аврамом, Бог, по обычаю людей, как бы вступает с ним в дружбу (2 Пар 20:7; Ис 41:8; Иак 2:23) и обещает иметь с ним общими как друзей, так и врагов.
И благословятся в тебе все племена земные. Лучший комментарий к этим словам дает ап. Павел в своем Послании к Галатам, говоря, что через Иисуса Христа благословение Авраамово распространилось на язычников... «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы» (3:8,14).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Бог учит Авраама верить в землю обетованную

4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
Порывая со всеми земными связями и отправляясь в незнакомую страну, Авраам отвечает верою и повиновением на призыв Божий. Это одно из величайших событий ВЗ. От решения Авраама зависело существование и будущее избранного народа и всего духовного потомства "отца верующих" (Рим 9:4; Гал 3:8): своим духовным родоначальником его считают и иудеи, и христиане, и мусульмане.
И пошел Аврам, как сказал ему Господь. В последних словах некоторые видят указание на новое богоявление Авраму, бывшее уже в Харране и по смерти его отца Фарры.
И с ним пошел Лот. «Не по ослушанию против Господа, — говорит св. Златоуст, — но, конечно, потому, что Лот был молод, а Авраам заступал ему место отца; да и тот, по любви к нему и кроткому нраву, не хотел разлучиться с праведником». Вот почему и ап. Петр говорит о Лоте, что он подражал благочестию и вере Авраама (2 Петр 2:7).
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
И взял Аврам с собою Сару... и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране. На основании этих слов можно думать, что остановка Аврама в Харране была довольно продолжительна, так как он успел уже приобрести здесь и имение, и рабов. Златоуст особенно подчеркивает то, что все это заведено было Аврамом в Харране и составляло его благоприобретенное имущество, а все отцовское наследство было оставлено еще в Халдее, согласно божественному повелению об этом.
И вышли, чтоб идти в землю Ханаанскую. Хотя, испытывая веру и послушание Аврама, Господь и скрывал от него до времени конечную цель его путешествия, однако, очевидно, самое направление этого пути было так или иначе внушено Богом Авраму или открыто какими-либо особыми знамениями.
И пришли в землю Ханаанскую, т. е. в плодородную палестинскую страну, где обитали потомки Ханаана. Границами ее на Севере служили горы Ливанские, на юге — Аравийские степи, с востока — пустыня Сирийская и с запада — Средиземное море. «Окруженная таким образом горами, степями и морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу, больше, чем всякая другая, благоприятна была для воспитания его вдали от языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного тогда мира, на перепутье между Европой (со стороны моря), большей частью стран Азийских и Африкой, эта страна представляла весьма много удобств для распространения повсюду евангельской проповеди» (Виссарион).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
И прошел Аврам... до места Сихема, да дубравы Море. Вступив в пределы Палестины, как полагают, с севера, Аврам прошел большую часть ее к югу до того места, где впоследствии был построен город Сихем, названный сим именем в честь Сихема, сына Емморова (Быт 33:18-19). Со временем этот Сихем сделался столицей Самарии и не раз выступает пред нами в Св. Писании как Ветхого, так и Нового Завета (Втор 11:30; Суд 9:1; Пс 59:8; Ин 4:5 и др.). Во времена Иисуса Христа он назывался также еще Сихарем, а при Веспасиане был переименован в Неаполис, откуда произошло современное название этого местечка Набулус или Наблус.
До дубравы Море, или «Мамре», как она называется в другом месте (13:18). Предполагают, что тут идет речь о целой дубовой или теревинфовой роще, принадлежавшей знатному хананеянину, носившему фамилию Море, или Мамре, и достаточно известной по тому времени и месту.
7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему.
И явился Господь Авраму. Это первое библейское известие о явлении Бога человеку за послепотопный период. Хотя существо Бога невидимо и непостижимо, тем не менее из Св. Писания нам известен целый ряд внешних образов, в которых Он благоволил открывать Себя людям (Быт 18:2,17,33; 21:17-18; 21:11-18; 31:11-13; 32:24-30 и пр.). Одним из подобных же богоявлений было, вероятно, и данное. «Общее основание богоявлений Ветхого и Нового Завета, наипаче в образе человеческом, — говорит митрополит Филарет, — есть вочеловечение Сына Божия». Отсюда-то большинство святоотеческих толкований и держится той мысли, что главным действующем лицом всех богоявлений является Вторая Ипостась Св. Троицы — Сын Божий.
И создал там Аврам жертвенник Господу. Он построил жертвенник или алтарь, без сомнения, для того, чтобы принести Господу благодарственную жертву за данное для него и его потомства обетование, а затем и с целью увековечить соответствующим внешним знаком священное место богоявления.
8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.
Вефиль - одно из священных мест в Ханаане, означающее "Божий дом"
В двух сл. стихах намечается общий путь кочевья Аврама по Палестине и его главнейшие остановки. Одной из таких крупных и важных остановок было то место, которое впоследствии стало называться «Вефилем» (28:19). Оно расположено в 5 милях на юг от Сихема и в 3 ч. пути от Иерусалима, в долине, обильной прекрасными пастбищами. Неподалеку отсюда находился и «Гай» (Ис 10:28; Неем 11:31), развалины которого известны и доселе под названием «Мединет — Гай» и находятся в 5 м. от Вефиля на восток. Наконец, последнее обозначение пути, переведенное в нашей Библии словом «к югу», в подлиннике заключает в себе указание на определенный южный округ Палестины, носивший название «Негеб» (13:3; 20:1; 24:62), указывающее на пустынный или степной характер данной местности.
И создал там жертвенник и призвал имя Господа. И на этом новом месте своего поселения Аврам, прежде всего, спешит выразить чувства благодарности Богу, а всенародным и торжественным исповеданием имени истинного Бога (Быт 4:26) свидетельствует свою правую веру перед язычествующими хананеями.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.
В Своем чудесном разговоре с Аврамом Бог действительно сообщил все, что только возможно. И Авраму лишь оставалось произнести "Аминь" (да будет так) в ответ на обещания Божьи. В Библии это называется "верой". То есть вера - это рука, принимающая Божьи обещания и делающая их нашими. Неверие, напротив, сжимает эту руку в кулак и не дает возможности Богу дать нам Свои благословения.
Вера Аврама в Божьи обещания не просто присутствовала в его сердце. Вера Аврама в то, что обещал Бог, дала ему силу откликнуться на призыв Божий. Он взял жену, племянника со всем их имуществом, слуг и скот, попрощался с родственниками и друзьями в Харране и отправился по жаре и пыли в Ханаан, землю, которую обещал ему Бог, - узкую перемычку между тремя континентами. Аврам полностью предал себя и свое будущее в Божьи руки. Бывает время для молитв о Божьем руководстве, но также бывает время, чтобы прерваться и начать действовать. Аврам с радостью покорялся воле Божьей.
Аврам последовал на юг, к сердцу Ханаана, в древний город Сихем. Моисей особо упоминает, что в этой земле жили хананеи. Аврам понял, что он не сможет поселиться на этой земле, она уже занята. Чтобы его потомки могли занять эту землю, им надлежало лишить хананеев их владений. Это подействовало на Аврама отрезвляюще, Бог учил Аврама верить в Его обещания, прежде всего, - о Земле Обетованной.
В этот критический для Аврама момент Господь, Бог Спаситель, явился ему, чтобы вновь подтвердить и прояснить Свое обетование и укрепить веру Аврама. Он объяснил Авраму, что тому не следует пытаться немедленно овладеть этой землей. Земля Ханаанская станет новой родиной только для потомков Аврама. Каждое новое Божье обещание питало и укрепляло веру Аврама.
А теперь обратите внимание, как отреагировал Аврам на явление Господа. В земле хананеев и хананейской религии он построил жертвенник Господу, истинному Богу, Который явился ему и вновь подтвердил Свое обещание. Аврам направился еще южнее, пройдя 40 км до места Вефиль. Там он поставил еще один жертвенник и "призвал имя Господа", или более точно, - "провозгласил имя Господа". В краю, погрязшем во тьме ложной религии, просиял свет служения Аврама. Язычникам хананеям, а также мужчинам и женщинам его собственной семьи богослужение Аврама возвещало: "Я не знаю, кому вы собираетесь поклоняться, но я хочу сообщить вам, что единственный Бог, заслуживающий вашего поклонения - это Бог, явившийся мне во всей Своей благости и милости".
Аврам продолжил движение на юг, вдоль горного хребта, который делит пополам землю Ханаанскую, и вдоль которого было построено большинство ханаанских городов. На юге страны, в области известной под именем Негев, находился город Беэр-Шева (Вирсавия) - жаркая, засушливая южная земля.
Не забывайте, что Моисей писал Книгу Бытие для древнего народа израильского, в то время еще не вошедшего в эту землю. Можете себе представить, как упоминание городов, которые они однажды заселят, будило в них страстное желание овладеть этим новым домом? Каждое из этих исторических мест, которые посетил Аврам и в которых поклонился Богу, будет иметь особое значение для его потомков, когда они однажды поселятся в земле, избранной для них Богом.
Аврам был важной фигурой в Божьем замысле спасения мира. Чтобы он стал, как называет его Новый Завет, отцом верующих, Бог научил его безоговорочно верить в Свои обещания. Единственным надежным основанием веры является не то, что мы видим и чувствуем, а слова Бога. Это было несомненно для Авраама, это также истинно и для нас.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
Голод часто был средством наказания и испытаний Божьего народа. Бегство в Египет (в мир) символизирует обычное стремление людей заменить утерянную духовную силу силой плотской, мирской. Люди бросаются в мир вместо того, чтобы попытаться восстановить Божье расположение и присутствие через покаяние и исправление.
И был голод в той земле. Т. е. в земле «Негеб», или в северных пределах Аравийской пустыни, куда в конце концов спустился Аврам. Это было, конечно, новое и сильное искушение для веры Аврама: вместо того, чтобы, согласно божественному обетованию, наслаждаться различными благами от своего нового владения, он принужден на первых же порах испытывать в нем такое тяжкое лишение, как сильный голод.
И сошел Аврам в Египет пожить там. Так как Нильская долина Египта, славившаяся своим плодородием, лежала гораздо ниже Аравийской степи, то выражение «сошел» нельзя не признать особенно удачным. В Египет Аврам направился, вероятно, не без особого на то божественного внушения и притом лишь на время самого голода, как в подобных случаях и доселе поступают бедуины Аравии.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
Этот рассказ носит отпечаток нравственного уровня той эпохи, когда обман и добродетель не считались несовместимыми. Человечество лишь постепенно, под руководством Божиим, познавало нравственный закон.
Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре. Такой уговор у Авраама с Сарой сделан был гораздо раньше, еще перед самым выходом из Ура Халдейского (20:13), так как Аврам, очевидно, знал нравственную распущенность всех племен, среди которых ему придется странствовать и жить.
Я знаю, что ты женщина, прекрасная видом. Хотя Саре в это время было уже 65 лет, но так как данный возраст составлял лишь половину всей ее жизни (33:1) и так как, с другой стороны, она была бездетна (11:30), то и неудивительно, что могла до сего времени сохранить привлекательную красоту.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
Аврам испугался; испытание Сары
И когда египтяне увидят... убьют меня, а тебя оставят в живых. В этих словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов Египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а самая жена бралась в гарем; в особенности широко все это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и ефиоплянками.
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
Скажи же, что ты мне сестра. В этих словах Аврама не было полного обмана: во-первых, потому, что на Восток слово «сестра» не имеет того узкого смысла, который соединяется с ним у нас, а означает близкое родство вообще, в понятие которого входят все двоюродные братья и сестры, а также и племянники с племянницами (13:8; Мф 13:55-56; Ин 7:3); во-вторых, и потому, что Сара и в самом деле доводилась Авраму или сводной сестрой, или племянницей (11:29).
Дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. «Это — весьма трудное место: оно одно из тех мест Библии, которые доказывают необычайную правдивость священной летописи, именно явным указанием слабостей, иногда даже преступлений, величайших и святейших мужей Ветхого Завета, Аврама, Иакова, Давида, Соломона и др.» (Властов). Как бы мы ни оправдывали поступка Аврама, но однако не в состоянии уничтожить в нем некоторого элемента малодушия и хитрости. Единственным оправданием его служит лишь грубость нравов той эпохи, позволявшая смотреть на брачный вопрос слишком широко и снисходительно, и безвыходное положение Аврама, заставлявшее его прибегнуть к меньшему злу, чтобы избегнуть большего — собственной погибели и полного порабощения Сары. Впрочем, св. Иоанн Златоуст в этом добровольном соглашении супругов и взаимном пожертвовании их своими интересами ради общего блага (один — правами мужа, другая — достоинством верной жены) видит венец их супружеской любви и образец, достойный подражания.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
Предположения Аврама не замедлили осуществиться со всею точностью и его план спасения удался как нельзя лучше.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
Увидели ее вельможи фараоновы. Вельможи, в подлиннике выражено словом «принцы» (sarej), что вполне согласно и с историей, свидетельствующей о принадлежности египетских царедворцев к высшим кастам страны. Эпитет «фараон» не был собственным именем какого-либо из египетских царей, а представляет собой общий титул всех древнеегипетских правителей, наподобие современных «царь, король, император» и т. п. Что касается словопроизводства этого термина, то лучшее из них, данное Руже, Бругшем и Эберсом на основании иероглифических текстов, производит слово «фараон» от древнеегипетского — «пераа» или «перао», что значит «великий дом» и что самому термину «фараон» придает значение, совершенно аналогичное современному названию Турецкой империи — «Высокая Порта». — По наиболее вероятному предположению египтологов, путешествие Аврама в Египет имело место при одном из первых царей XII-ой династии, т. е. за 2000 лет до Р. Х.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его. Какими именно, неизвестно; но по аналогии случаев, можно думать, что теми же, как впоследствии и дом Авимелеха, т. е. бесплодием (Быт 20:18).
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
И я взял было ее к себе в жену. Отсюда можно заключать, что Промысел Божий сохранил супружескую чистоту Сары, которая жила при дворе фараона еще пока только для испытания.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было. Мы называем благодать Божью незаслуженной милостью. Под этим понимается не только то, что она достается нам даром, но также и то, что она не зависит от нашего поведения. Милость Божия не нуждается в объяснении, у нее собственная причина для существования. Повествование о жизни Аврама изобилует доказательствами милости Божьей к нему, явленной Богом, несмотря на греховные слабости Аврама. Пример этому находится в заключительных строфах главы 12.
Ханаан всегда был страной со скудными осадками. Поскольку урожай древнего Ханаана зависел от дождя, периодически возникала проблема засухи. Можно догадаться, что особенно тяжело это сказывалось на пришлых поселенцах вроде Аврама, который не владел и пядью земли, а в отношении воды и пастбищ для скота зависел от доброго расположения землевладельцев. В Египте же, напротив, земли орошались. В древние времена Нил, разливавшийся от таяния снегов во внутренних областях Африки, каждый год нес живительную воду и удобрение вниз, в свою долину, на эти 5% египетской территории, которые обеспечивали остальные 95%, что превращало Египет в житницу Средиземноморья. Нетрудно понять, почему во время засухи Аврам взял свое семейство, скот и направился на юг, в Египет.
И в этой чужой земле вера Аврама не устояла перед искушением. Опасаясь, что египтян привлечет красота Сары, и они убьют его, чтобы завладеть ею, Аврам попросил ее из любви к нему обмануть египтян, убедить их, что она - сестра Аврама, а не жена.
Это уже было проявлением неверия. В предложении Аврама видна не вера в Божьи обещания, а вера в себя, в собственный разум в поисках способов избежать возможную опасность. А у веры с поврежденным корнем и плоды также будут повреждены. Вместо того, чтобы возлюбить Бога более всего на свете и заботиться о своем ближнем (в данном случае о жене), как о себе, Аврам более всего думал о собственной безопасности. Он объяснил Саре: "Если египтяне будут думать, что ты моя сестра, то они не только не пожелают убивать меня, но, вероятно, станут хорошо обходиться со мною ради тебя".
Мы увидим далее, что в сказанном Аврамом египтянам содержалось и зерно истины. Сара действительно была его сводной сестрой. Но это не меняет того факта, что он лгал, пытаясь обмануть приютивших его египтян. Он был принят ими гостеприимно и, несомненно, должен был поступать с ними честно. Авраму следовало верить в то, что Господь не допустит ничего плохого ни с ним, ни с его женой, что могло бы помешать исполнению Его великих обетований о многочисленном потомстве и об одном великом Потомке.
Бог позволил Авраму познать трудности пути. Отчасти то, что предвидел Аврам, произошло, он был принят по-царски. Но Аврам не предусмотрел того, что египетский фараон может взять Сару в свой гарем. И она, вероятно, осталась бы там, если бы Бог не вмешался.
Саре отводилась важная роль в обещании, торжественно дарованном Богом Авраму, и Бог не допустил, чтобы что-то воспрепятствовало выполнению этого обещания - ни слабость Аврамовой веры, ни даже власть египетского царя. Попытка Аврама защитить себя поставила под угрозу исполнение обещания Господа, но неизменная любовь Божья спасла чистоту прародительницы Спасителя. Господь, Бог Завета, поразил болезнями царский дом. Мы не знаем, как фараон пришел к выводу, что это - предупреждение Божье, но совершенно определенно, что он узнал об этом. Он понял, что взяв Сару, навлек несчастье на свой дом.
Довольно неприглядное зрелище открывается здесь нам. Языческий царь делает выговор отцу верующих и затем как нежелательного чужеземца насильно провожает до границы.
Нам такая ситуация знакома. Подобно Авраму, мы часто проявляем несгибаемую веру, когда это касается жизненно важных вещей - таких как принятие Божьего прощения и то, что Христос Своими деяниями вводит нас в Божью семью. Но в некоторых земных вопросах мы спотыкаемся, сомневаясь, теряем веру и падаем. Может быть, нас вводят в соблазн трудности с добыванием хлеба насущного. Или наше особое затруднение состоит в том, чтобы научиться противостоять невзгодам, не прибегая к помощи лекарств или вина. "Сатана преодолевает ограждение в самом низком месте", - заметил однажды Мартин Лютер. К счастью для нас, сатана - не единственный, кто знает, что мы хрупкие глиняные сосуды. Аврама спасла только неизменная любовь Божья. Бесконечная Божья любовь является нашей единственной надеждой, благодаря которой мы не погибаем, но наследуем обещанные Божьи благословения.
И дал о нем фараон повеление. Так и из этого нового искушения праведник выходит полным победителем. И все, «кто видел, как он прежде, побуждаемый голодом, шел в Египет со страхом и трепетом, а теперь возвращался оттуда с такой славой, обилием и богатством, познавали из этого силу Божия о нем промышления» (Иоанн Златоуст).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Главу 13 напишу позже
 

kostik-samara

Пользователь
Регистрация
17.11.2012
Сообщения
958
Вероисповедание
христианин
Скажу за науку и потоп. На карте Google Earth могие реки имеют продолжение своего русла в океанском дне на глубинах до 3х км. Вероятно после потопа уровень океана устаканился на отметке 3 км выше прежнего. Сказано Ис 42:3 Занятие наукой это трость надломленная. Христос не будет ее доламывать, как бы это сделал человек. Человеку свойственно немедленно расставить все точки над i. Бог имеет безграничное терпение и не трогает ни трости надломленной, ни льна курящегося, который люди немедленно бросились бы тушить, или керосину добавили :)
1Ин 2:16 ВСЕ, включая науку. Наука от мира сего и полностью туда интегрирована. Христос спасает нас от мира методом эвакуации. На эвакопунктах есть еда и вода по минимуму. И чемоданное настроение у всех, попавших туда. Если нет у тебя чемоданного настроения, приходи попозже, когда оно таки появится.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Если я хотя бы одного человека приведу на эвакопункт, то уже моя книга имеет какой то КПД, не равный нулю.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Глава 13

1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг.
И поднялся Аврам из Египта. Выражение очень картинное и вполне подходящее для кочующего пастуха со всеми его стадами.
И Лот с ним на юг. В предшествующей главе Лот не упоминался; теперь же он снова вводится в повествование, ввиду нарочитой речи о нем ниже.
2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
И был Аврам очень богат, или, как в евр. подлиннике выражено, «очень тяжел», что служит обычным в Библии указанием на изобилие внешних благ (Исх 12:38; 3 Цар 10:2; 4 Цар 5:14 и др.).
Сребром и золотом. Это первое библейское упоминание о металлических ценностях. Надо думать, что Аврам познакомился с ними в Египте, где они были предметом меновой торговли и имели форму пластинок или колец.
3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем,
Как видно из сделанных здесь указаний, Аврам возвращался из Египта тем же самым путем, каким некогда и шел в него, при чем слова текста: «и продолжал он переходы» прекрасно выражают самый характер кочевой жизни номада, какую проводил этот патриарх. — И там призывал Аврам имя Господа. Дойдя до Вефиля, в котором Аврам некогда утвердил алтарь истинному Богу, он снова приносит на нем жертву хвалы и благодарения Богу за благополучный исход своего далекого и опасного путешествия в Египет и за возвращение в землю обетования.
4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа.
5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.
Так божественные благодеяния, данные Авраму, изливались и на его племянника Лота.
6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.
«Смотри, — восклицает по сему поводу Златоуст, — как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!»
7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.
Неудовольствие и недоброжелательство, как это часто бывает, началось снизу, между пастухами Аврама и Лота; при большом количестве скота у того и другого и при совместных пастбищах и особенно водопоях, поводов к ним, конечно, было немало.
8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
«Как прекрасно рисуется в этих простых словах высокая, благородная личность Аврама! Из этих слов уже ясно, что Лот готов был примкнуть к ссоре пастухов; спокойно и с достоинством Аврам напоминает ему, что они родственники, и намекает тем, что им и неприлично примыкать к ссоре слуг, и опасно ввиду того, что они окружены иноплеменникам» (Властов).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
Мы можем представить, как счастлив был Аврам покинуть Египет и вернуться в землю Ханаанскую. Он покрыл себя и свой дом бесчестием. Он, вероятно, был особенно благодарен, что его возлюбленная Сара по-прежнему с ним. Аврам понимал, что едва не потерял ее, - только десница Божья сохранила семью, получившую обещание.
Первое, что сделал Аврам, возвратясь в Ханаан, - направился в Вефиль. Вефиль это место, где Аврам, ранее войдя в Обетованную Землю, поставил жертвенник Господу и на виду у всех поклонился Ему (12:8). Очевидно, Аврам предпринял это специальное путешествие к жертвеннику в Вефиль по нескольким причинам. Первой причиной была, конечно, его личная потребность. Аврам должен был покаяться относительно своего жалкого поведения в Египте и поблагодарить Бога за милостивое предотвращение вероятного зла, которое он мог произвести.
Но возможна также и еще одна причина. Аврам только что испытал сошедшую на него благодать Божью, явленную на темном фоне его беспросветного греха, и хотел публично засвидетельствовать о ней. К тому же, Аврам, очевидно, понимал, что в таком свидетельстве нуждались не только язычники, жившие возле Вефиля. Он знал, что должен дать открытое свидетельство своим людям, количество которых, вероятно, исчислялось сотнями (см. Быт. 14:19). Ни в коем случае они не должны были оставаться под впечатлением от бесчестия их хозяина. Некоторые из них, возможно, даже недоумевали: "Так что же это значит, быть приверженцем истинного Бога?" Богослужение Аврама в Вефиле дало им ясный и верный ответ.
И теперь, когда эта важная духовная нужда была удовлетворена, Аврам мог уделить внимание еще одной насущной проблеме. Существовало множество разнообразных доказательств, что Господь благословил Аврама и его племянника Лота. В Месопотамии, Ханаане и только что в Египте Господь благословил его земным богатством - в основном четырехногим (скотом). Господь, обещавший Авраму: "Я благословлю тебя", исполнил Свое обещание столь щедро, что "непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе". Для двух стад не хватало пастбищ и водоемов, из-за чего возникали конфликты между пастухами Аврама и пастухами Лота.
Здесь может быть задан вопрос: "Та ли это земля, о которой позднее в Библии сказано, что там 'течет молоко и мед'?" Мы должны помнить, что лучшие земли Ханаана были недоступны Авраму и Лоту, пришельцам, временным поселенцам, - им приходилось довольствоваться тем, что имелось на окраинных территориях. Здесь мы вновь видим Божественный замысел воспитания Аврама. Бог наставлял его верить в обещание о земле, вопреки доказательствам пока совсем противоположным.
Аврам видел, что споры пастухов необходимо прекратить. Он сказал Лоту: "Да не будет раздора между мною и тобою". Они жили в окружении язычников, а детям Божьим ссориться не подобает. Аврам ясно видел, что под угрозой оказалось не только их общение в вере, но также и свидетельство их веры сводилось на нет постоянными склоками.
Аврам не только выявил проблему, но и предложил ее решение. "Лот, пусть лучше мы разделимся внешне, чем внутренне, - я со своей стороны постараюсь сделать все возможное, чтобы наши пути разошлись, и чтобы тебе было как можно лучше. Ты выберешь себе место жительства, а я уйду в противоположном направлении".
Делая столь щедрое предложение, Аврам явил свою веру в Божье обещание. Бог обещал землю потомкам Аврама. И поскольку Аврам имел обещание Божье, ему незачем было упрямо спорить о своей будущей собственности. Отношение Аврама к земным богатствам являет нам достойный пример жизни во славу Божью. Легко сказать: "Я верю во Христа как моего Спасителя!" Но как трудно бывает порой произнести: "Я верю в Него как в Даятеля всех моих благ!" Тот, кто научился доверять Божьим обещаниям о даянии благ, может щедро распоряжаться своим имуществом. Подобно Авраму, он знает, что у него есть обещание Спасителя: "Христианин, ты поставил Меня превыше всего, и Я обещаю, у тебя не будет недостатка в пище для тела и души!"
Не вся ли земля пред тобою? Холмы Вефиля, где происходило описываемое событие, занимают возвышенное и господствующее положение над расстилающейся у их подошвы долиной Иордана. Вообще, вся эта речь полна картинности и изобразительности.
Отделись же от меня: если ты налево, то я направо. Речь Аврама дышит великодушием и кротостью: «желая показать величие своей добродетели, и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, предоставляет Лоту полную свободу и говорит: «и вся земля пред тобою, отлучись ты от меня, и какую землю хочешь, ту и возьми»» (Иоанн Златоуст).
10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
Воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, Лот взял себе богатую и плодородную долину Иорданскую, цветущую, по выражению Библии, как сад Господень, т. е. как рай 2:10; Ис 51:3), и орошаемую водою Иордана, как Египет водами Нила (Нав 3:15; 1 Пар 12:15; Иер 12:5; 49:19).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться кочующим номадом и жил особняком в западной части Ханаанской земли. Лот же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его населением и даже соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь горожанина.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
Вот краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с которыми вступил их новый сосед — Лот. «Плодоносная долина Иордана и изнеживающий климат имели такое влияние на жителей Содома и Гоморры, что они превзошли все современные им города в наглом разврате. Заметим еще, что Библия присовокупляет, что они были и злы. Глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием (Нерон, Калигула, Гелиогабал и пр.). И надо предположить, что жители Содома пали так глубоко, что в них не осталось уже места для доброго чувства» (Властов).
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
Последняя прибавка в тексте особенно знаменательна: она показывает, что Лот, самовольно избравший себе долю по мирским расчетам, этим самым исключил себя из участия в жребии Аврама, со всеми его испытаниями и искушениями, но и со всеми его наградами и обетованиями.
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
Как бы в награду за смирение, великодушие и бескорыстие, проявленное Аврамом в разделе с Лотом, Господь снова повторяет Свои обетования и утешает Своего верного раба обещанием, что вся эта земля, по которой он теперь скитается, не имея в ней наследства на стопу ноги (Деян 7:5), со временем будет принадлежать ему, или, точнее, его потомству. Это обетование, действительно, и исполнилось над плотским его потомством тогда, когда народ еврейский, под предводительством Иисуса Навина, силой оружия занял землю Ханаанскую, и над духовным Израилем, т. е. верующими во Христа, которые в Нем и через Него сделались наследниками и причастниками всех божественных обетовании, ибо, по слову Писания, Авраам и по смерти своей продолжает говорить верою (Евр 11:13,16; ср. Мф 22:31,32).
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
«Поистине, — восклицает Златоуст, — обетование было превыше естества человеческого! Господь обещает не только сделать патриарха отцом, хотя столько было препятствий к этому (собственная его старость и неплодство Сарры), но и дать ему имя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством песка земного и даже будет неисчислимо, — этим сравнением Он хотел показать необычайную великость (обетования)». Исполнилось это обетование и над евреями, известными своей выдающейся плодовитостью (Исх 1:12), и еще больше сбылось оно над христианами, распространившимися по всему лицу земли.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
Завет с Авраамом: обещание земли и обильного потомства
Образец высокой священной поэзии, дышащей изобразительностью и силой. По глубокому замечанию м. Филарета, «мера обетования есть мера веры» — сколько может вместить человек, столько и получит...
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Лот воспользовался щедрым предложением своего дяди. Он мысленно вернулся во времена, когда они с Аврамом путешествовали на юг, вдоль Ханаанского центрального горного хребта. Тогда Лот заметил, что местность, через которую протекала река Иордан по пути к Мертвому морю, хороша для выращивания скота. Теперь он решил там поселиться и "раскинул шатры до Содома". Выбор был в высшей степени неразумен, и Лот дорого заплатит за него - душевной болью и горем.
Можно представить, каким одиноким почувствовал себя Аврам, расставшись с единственным своим кровным родственником в этой земле. И вот как раз в этот момент к нему обращается Господь, Бог Завета. И вновь Моисей прибегает к обратному порядку слов в древнееврейском предложении, чтобы подчеркнуть тот факт, что после расставания Аврама с Лотом, с ним говорил Бог Спаситель. Одобряя поступок Аврама и вознаграждая его за то, от чего он отказался, Господь в первую очередь подтвердил дарованное ему благословенное обещание: "Всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки". Аврам уступил права на пользование пастбищами и местами для водопоя своему племяннику, но Бог сохранил право владения за Аврамом и его потомками.
Бог сделал еще больше, желая вознаградить Аврама за яркое проявление его веры. Он не только повторил обещание, но дополнил его, пообещав даровать потомкам Аврама "навеки" всю землю, включая выбранную Лотом местность на востоке. Слово "навеки" требует пояснения, поскольку существуют истолкования, согласно которым потомки Аврама имеют право на владение Ханаанской землей во все времена. Слово, употребленное здесь Моисеем, означает "неопределенное будущее". Бог позднее предупредил израильтян, что если они отвернутся от Него, то утратят право на чудесную землю, которую Он даровал им (Втор. 28:63, 30:17,18). Двадцать пять столетий истории свидетельствуют, что в действительности так и произошло.
Бог также дополнил Свое обещание о потомках. Этот бездетный старый человек услышал от Бога: "Сделаю потомство твое, как песок земной". Если бы не особое Божье обещание, Авраму и Саре оставалось бы только ждать, что с их смертью пресечется вся их семейная линия. Но по вере они знали, что будет иначе, и теперь Бог подкрепил их веру особым обещанием.
Бог также побудил Аврама явить свою укрепленную веру, пройдя по этой земле из одного конца в другой. Он должен был произвести своего рода инспекцию, вроде той, что обычно совершает новый владелец собственности. Аврам сделал это и осел в Хевроне, южной части Ханаана. Именно здесь наиболее долго жила семья патриарха. И именно здесь они хоронили своих великих покойников.
Глава заканчивается тем же, чем она и начиналась - Аврам поставил жертвенник Господу, чтобы явить свою личную веру и засвидетельствовать об едином истинном Боге принародным поклонением Ему.
Мамре было собственно имя аморреянина, союзника Аврамова (14:13,24). Город Хеврон лежит в 22 милях на юг от Иерусалима, на пути в Вирсавию. Предполагают, что сначала он назывался Хевроном, затем был переименован в Кириаф-Арбу (23:2; 35:27; Нав 15:3; Суд 1:10), потом снова был восстановлен в своем древнем наименовании (2 Цар 15:7) и наконец у современных арабов известен под названием «Ел-Халил», т. е. город «друга Божия», каким называется Аврам даже и в Св. Писании (Ис 51:8; Иак 2:23).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Глава 14

1 И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,
Хотя, по-видимому, все четыре названных здесь царя и выставляются в качестве равноправных союзников, но последующий контекст речи явно выделяет одного из них, именно Кедорлаомера, царя эламского (4-5 ст.), что стоит в полном согласии и с клинообразными текстами.
2 пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.
Очевидно, воинственный царь эламский, по обычаю всех азиатских владык, стремился к расширению своей монархии и, вероятно, искал даже дороги в богатый Египет; неудивительно, что на пути туда он успел поработить богатые и изнеженные ханаанские племена, и сделал это тем скорей и легче, что все эти племена жили одинокой, разобщенной жизнью и управлялись отдельными царьками, нередко даже враждовавшими между собой. Целый ряд подобных ханаанских царей, владения которых часто ограничивались пределами только одного города, и перечисляется здесь Моисеем.
3 Все сии соединились в долине Сиддим, где [ныне] море Соленое.
Очевидно, общая неволя в рабстве эламитян заставила всех ханаанских владетелей, или, по крайней мере, наиболее видных из них, сплотиться между собою и поднять знамя общего восстания против своего поработителя. Местом их соединения послужила долина Сиддим, т. е. нижняя часть Иорданской долины, получившая свое имя от слова «Сид», что значит «горная смола», или «асфальт», чем богата была данная местность, где впоследствии образовалось так называемое Соленое или Мертвое море (19 гл.; Чис 34:3; Втор 3:17).
 
Верх