11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
Вторая половина этой фразы и служит собственно объяснением имени «Измаил», которое в дословном переводе значит: «слышит Бог».
12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
Он будет между людьми как дикий осел. Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии (Иов 39:5-8; Ис 32:14), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина — этого дикого сына пустыни.
Руки его на всех, и руки всех на него. Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них.
Жить он будет пред лицом всех братьев своих. Потомки двух братьев — Измаила и Исаака — не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве.
13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
Замечание самого бытописателя, имеющее большую важность в вопросе об установлении личности ангела Иеговы.
Ты Бог видящий меня. Точно такое же значение имеют для нас и эти слова Агари. Кроме того, в них дано исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение (Пс 138:11,12; Иов 34:21-22; Ам 9:2-3). Это еще яснее выражено славянским переводом: «Ты Бог, призревый на мя», т. е. явивший на мне Свою промыслительную силу.
14 Посему источник [тот] называется: Беэр - лахай - рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.
Собственное имя этого источника в славянском тексте заменено переводом, объясняющим смысл его названия: «идеже предо мною видех»; отсюда ясно, что Агарь, по общепринятому на Востоке обычаю, для увековечения воспоминания о бывшем ей у источника богоявлении, переименовала в честь его и самый этот источник.
Колодезь Агари, упоминаемый в Библии еще дважды (24:62 и 25:11), по мнению одного ученого географа Палестины (Реландау Риттера), вероятнее всего будет видеть в источнике Аин-Кадес, в долине, лежащей на юг от Вирсавии, по которой идут караваны из Сирии к Синаю и которую арабы называют «Милхи» или «Мувельх», именем, которым они обозначают и Агарь, и где они показывают пещеру — «ложе Агари». Беэр-лахай-рои — источник Живого, видящего меня.
15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
Вразумленная бывшим ей откровением, Агарь возвратилась в дом Аврама, примирилась с Сарой и скоро сделалась матерью, родив сына, которого Аврам, согласно данному в откровении повелению, назвал Измаилом. Этим самым удостоверяется и реальность бывшего Агари видения.
16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.
Измаил - ислам; родоначальник кочевых арабских племен
Агарь, очевидно, не успела уйти далеко по пустынной дороге, как повстречала "Ангела Господня". Моисей дает нам повод думать, что это был не просто один из Ангелов, сотворенных Богом. Прежде всего, он говорил как Бог: "Возвратись к госпоже своей... (Я) умножу потомство твое". Господь в Ветхом Завете обращался к людям через многих посланников, но никто из них никогда не вел себя как Бог. Агарь поняла, что Ангел Господень - это Сам Бог. Она сказала: "Ты Бог видящий меня". Это одно из многих явлений в Ветхом Завете Ангела Господня, второго Лица Святой Троицы, Сына Божьего.
Через 20 столетий этот небесный Посланник навсегда принял человеческий облик, родясь от простой еврейской девушки. Но Писание учит, что Спаситель действовал задолго до того, как Мария родила своего Ребенка в Вифлееме, - например, участвуя в сотворении мира. Здесь мы также узнаем, что во времена Ветхого Завета Он наблюдал за тем, чтобы события развивались согласно Божьим замыслам.
У Спасителя было несколько причин явиться этой одинокой испуганной девушке. Прежде всего, чтобы показать, что Он ее не покинул. Желая обуздать ее своеволие, Он велел ей вернуться к Саре - эта дисциплинарная мера входила в Божий замысел относительно нее. И напоследок Божественный Посланник дал Агари чудесное обещание о будущем. Ради Аврама Бог щедро благословит ее. У нее родится ребенок, которым она беременна. И этот ее сын станет прародителем многочисленного потомства. Его имя Измаил будет служить постоянным напоминанием о том, что Бог увидел ее отчаяние и ответил на ее мольбу. Ангел также кратко сообщил Агари о сыне, которого она носила под сердцем. Он будет "между людьми, как дикий осел", - независимый, всегда стремящийся к свободе, не желающий жить оседло, враждебно настроенный к своим родственникам и соседям. Это сообщение могло быть предостережением для Агари, чтобы она сдерживала соответствующие проявления его характера, когда обнаружит их в своем сыне.
Агарь выразила благодарность Спасителю за новое явление Его милости. Она нарекла новым именем Господа, Который явился ей. Из стиха 15-го мы видим, что Агарь, вразумленная Богом и послушная Ему, вернулась в дом Аврама и покорилась Саре.
Аврам был восьмидесяти шести лет. Замечание бытописателя, почерпнутое им, вероятно, из традиции, ревниво сохранявшей все детали из жизни этого самого популярного на всем Востоке патриарха (17:24-25).