Наше понимание Библии

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
4 Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились.
Политика силы не нова в истории. Войны, убийства, агрессия со времен грехопадения имели место в истории всегда. В этой главе показан один военный эпизод, произошедший около 2100 г. до Р.Х., - первая война, описанная в Библии. Хотя она не касалась непосредственно Аврама, он решил принять участие в ней. По этой то причине о ней и повествуется в Библии.
История эта началась в древней Месопотамии, на территории современного Ирака. Четыре восточных царя объединились для осуществления совместной военной авантюры, в результате которой они оказались за тысячу километров от своих земель, возле Мертвого моря. Далее описывается крупная военная операция, на фоне которой пленение Аврамова племянника выглядит как незначительная деталь. Но в "Родословии Фарры" этот мелкий факт приобретает огромное значение.
В результате вторжения четырех восточных царей, Земля Обетованная превратилась в поле битвы. Бог учил Аврама верить Его обещанию, даже когда тот видел, как эту землю топчут и грабят захватчики. Возле Мертвого моря завоеватели напали на пять союзных городов-государств, победили их в битве, обложили большой ежегодной данью и вернулись домой. Побежденным городам не оставалось ничего иного, как подчиниться. Из года в год им приходилось платить дань. Они делали это крайне неохотно, потому что поборы были высокими и унизительными. (Во времена израильской монархии, например, царь Ахав, завоевав соседний народ - моавитян, - заставил их платить ежегодную дань в 100 000 овец и 100 000 неостриженных баранов (4 Цар. 3:4).)
Такая хронологическая точность свидетельствует о полной правдивости этого исторического памятника. Здесь же более ясно и определенно указана также и роль Кедорлаомера как главного поработителя, а других царей как только его пособников.
5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф - Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве - Кириафаиме,
Конец пятого и два последующих за ним стиха указывают нам путь движения войск Кедорлаомера и перечисляют целый ряд попутно усмиренных им хананейских племен. Из них прежде всего называются «рефаимы» — народ исполинов или великанов, живший в Васане (Втор 3:11-13) и сохранившийся до времен Давида (2 Цар 21:16,18). Они кланялись золотому изваянию богини Астарты, по имени которой назывался и главный их город — Астерот-Карнаим (Втор 1:4; Нав 13:12), развалины которого известны и теперь под именем «Телль-Астерот». Два других народа «зузимы и емимы» представляются, по-видимому, родственными первым и соседними с ними; они жили в тех странах, которые впоследствии были заняты потомками Лота — аммонитянами и моавитянами (Втор 2:9-11). Город «Гам», в котором жили зузимы, отождествляют с Рабат-Аммоном (Втор 3:11), а столицей емимов был город Шаве-Кириафаим, т. е. «долина двух городов» (Чис 32:37; Иер 48:1,23), на месте которой теперь лежит Керейяш, городок на западном углу Мертвого моря, недалеко от устья Иордана.
6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл - Фарана, что при пустыне.
Хорреев в горе их Сеире — это троглодиты, т. е. пещерные обитатели Идумеи, изгнанные отсюда детьми Исава (36:20). Страна «Сеир» в самаританском Пятикнижии и иерусалимских таргумах заменена синонимом — «Габгала», откуда, очевидно, происходит и современное арабское название ее «Джебаль». — Ел-Фаран — есть название пустыни, простирающейся на юг от Палестины до Синайских гор и известной у современных арабов под именем «Ель-Ти».
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
7 И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон - Фамаре.
Пустыня Ел-Фаран была крайним западным пунктом похода Кедорлаомера, откуда он снова повернул на юго-восток, сначала к источнику Мишпат (позднейшее название, Чис 20:12), или древнему Кадису (Чис 34:4), затем прошел по стране, впоследствии населенной амалекитянами (Исх 17 гл.), и поразил аморреев, обитавших по берегам Иордана (Чис 21:13) в их главном городе Хацацон-Фамаре, позднее названном «Енгеди» (2 Пар 20:2), т. е. источником дикой козы.
8 И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим,
Когда, таким образом, Кедорлаомер вместе со своими вассалами столь победоносно прошел чуть не всю Сирию и Палестину и приблизился к Пентаполю, то цари его соединились в долине Сиддим, дабы дать ему решительный отпор: но вместо этого, они сами потерпели полную неудачу.
9 с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре царя против пяти.
10 В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы.
Таково краткое, но совершенно ясное известие Библии об исходе этой войны царей. А так как царь содомский остался в живых и попал в плен (17 ст.), то, очевидно, здесь идет речь не столько о личностях самих царей, сколько о судьбе их войск, которые частью погибли в нефтяных колодцах и частью спаслись бегством в соседние горы.
11 [Победители] взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли.
12 И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.
Лет через десять пятеро хананейских царей решили, что больше не станут платить дань. Последствия такого решения предсказать нетрудно. На следующий же год кровожадные армии четырех восточных царей вновь устремились на запад. Они мчались по Ханаану, по древнему и хорошо известному торговому пути, называемому "Царским путем", к востоку от реки Иордан, захватывая и грабя встречные города и народы. Проникнув достаточно глубоко в пустынные местности на юге и западе от Мертвого моря, они затем, во избежание угрозы нападения с тыла, повернули на север, чтобы встретиться со своими непокорными вассалами.
Моисей лаконично описывает эту решающую битву. Армии пяти царей без особого труда были полностью разгромлены. На войне вся добыча, захваченная в честном бою, принадлежит победителю. Захватчики взяли все, что можно было взять, и увели в рабство (или в качестве заложников, чтобы гарантировать выплату дани) часть населения. В предыдущей главе нам лишь сообщалось, что Лот раскинул свои шатры до Содома. Так мы узнаем, что он решил жить среди развращенного народа содомского. Когда Лота захватили в плен и увели, он, должно быть, пожалел об этом своем решении. Военнопленные в древние времена не имели никакой надежды на освобождение.
Пленение Лота было заслуженным для него наказанием за выбор им соседства с содомлянами, несмотря на их нравственную распущенность. Так, вместо благоденствия и счастья, на которые рассчитывал Лот, он встретил плен и позор (Пс 36:16).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
13 И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы.
Мамре - тучность
И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея. Аврам называется евреем, как потомок Евера, внука Симова, точно в том же смысле (для отличия от упоминаемых в рассказе не евреев), в каком позднее прилагался этот эпитет и к Иосифу (39:17).
Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Названные здесь аморреяне, по всей вероятности, были довольно сильными и могущественными владетелями, напоминавшими собой царьков ханаанских. Они вводятся здесь в священное повествование, без сомнения, потому, что стояли в дружественных отношениях к Авраму, с которым они, очевидно, заключили наступательный и оборонительный союз.
14 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана;
Аврам... вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать. Решившись идти на выручку несчастного своего племянника Лота, Аврам вооружает с этой целью всех своих «домочадцев», как выражается наш славянский перевод, т. е. рабов, рожденных в его доме (а не приобретенных куплею), а потому и более верных и надежных. И таких-то людей нашлось у него только 318 человек. Священный историк точно указывает эту цифру, по-видимому, с тем намерением, чтобы, при виде такого слабого и малочисленного, по сравнению с громадными союзными войсками Кедорлаомера, отряда, очевидней и осязательнее сделать божественную помощь Авраму (Пс 32:16-18).
И преследовал неприятелей до Дана. Т. е. гнался за неприятелем и настиг его только у Дана. Большинство экзегетов полагает, что имя этого города взято уже из позднейшей послемоисеевой эпохи; древнейшее же наименование его было «Лаис» (Нав 19:47; Суд 18:29). В Св. Писании «Дан» часто употребляется для обозначения крайнего пункта Палестины на севере, и в этом смысле противополагается Вирсавии на юге (Суд 20:1; 1 Цар 3:20; 2 Цар 3:10; 17:11).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
15 и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
И разделившись напал на них ночью... и поразил их. Это довольно обычный и известный из Библии стратегический прием, посредством которого малые отряды одерживали блестящие победы над большими войсками. Суть его состояла в том, что маленький отряд делился на несколько групп; и когда неприятель предавался мирному отдыху или сну, все эти отряды с военными кликами бросались на него и старались произвести панику, в чем часто и успевали, как это мы видим еще и на примере Гедеона с мадианитянами (Суд 7:16 и далее).
И преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска. В таргуме Онкелоса определеннее указано — по северную сторону Дамаска; хотя это в сущности одно и то же: евреи различали страны света всегда обратясь лицом на восток, так что левая сторона падала всегда на север. Местечко Хова существует и доселе в двух милях от Дамаска.
16 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.
И возвратил все имущество и Лота. Таким образом, Аврам с Божьей помощью не только осуществил свое благородное намерение — выручить племянника из плена, но и отбил еще большую добычу у союзников, преимущественно, конечно, ту, которая была захвачена ими в последнюю победу при долине Сиддим.
17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская;
Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей... царь Содомский вышел ему на встречу. Возвращение Аврама было настоящим триумфальным шествием победителя. Действительно, Аврам, так мужественно и храбро нанесший чувствительный урок Кедорлаомеру, которому не в силах были противостоять все цари Хананеи, должен был в глазах жителей последней казаться необыкновенным героем. А то обстоятельство, что в успехе Аврама была очевидна рука Божья, только еще более возвышало его в мнении всех народов. Одним из первых приветствовал Аврама царь содомский, или тот, который сам сражался с Кедорлаомером и еле успел спастись бегством, или, как думают другие, уже его преемник.
В долину Шаве, что ныне долина царская. Долина, в которой произошла эта встреча владетелей и царей, вероятно, оттуда и получила название «Царской». Под таким именем она встречается нам еще раз в истории Авессалома, воздвигшего себе здесь памятник (2 Цар 18:18). По свидетельству Иосифа Флавия, долина Саве отстоит от Иерусалима на две стадии, т. е. меньше, чем на полверсты, и называется теперь долиной потока Кедронского.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -
"Мелхиседек, царь Салимский" (Салим отождествлен с Иерусалимом в Пс 75:3и во всей иудейской традиции). Хотя Мелхиседек и не принадлежит к избранному народу, он служит Всевышнему, отождествляемому с Богом Авраама. Здесь уже намечается тенденция к универсализму: есть путь, ведущий к Богу через Израиль и путь, которым идут другие языч. народы. Оба пути сходятся в христианстве, где "нет уже ни иудея, ни язычника", но "все одно во Христе" (Гал 3:28). Таинственное священство Мелхиседека, соединенное с его царским достоинством, прообразует Христа, "священника вовек по чину Мелхиседекову" (Евр 7:21; ср. Пс 109:4). Св. Отцы развили это толкование, усмотрев в хлебе и вине, принесенных Мелхиседеком Аврааму, прообраз Евхаристической жертвы.
И Мелхиседек, царь Салимский. Из числа других лиц, выходивших в сретение Аврама, священный историк останавливает наше внимание на выдающейся и совершенно исключительной личности Мелхиседека, царя салимского. То обстоятельство, что Моисей не дает нам никаких биографических сведений о Мелхиседеке, а Псалмопевец и ап. Павел ставят его в таинственную связь с самим Господом Иисусом Христом (Пс 109:4; Евр 7:1-3), породило множество самых разнообразных взглядов на личность Мелхиседека и на достоинство его служения: одни видят в нем престарелого патриарха Сима (таргумы, Лютер и др.), другие — ангела (Ориген), иные — Св. Духа (Иеракс египтянин), иные же — самого Иисуса Христа (Амвросий). Но ни одно из этих толкований, ввиду их неустойчивости и произвольности, принято быть не может. Наличность Мелхиседека должны быть твердо установлены две основные точки зрения: несомненно, во-первых, что это была строго определенная историческая личность, жившая и даже царствовавшая в эпоху Авраама, но столь же несомненно, что эта историческая личность получила впоследствии преобразовательное значение, которое и раскрывают отчасти Псалмопевец, а главным образом апостол Павел (Евр 7 гл.). Самое имя «Мелхиседек» — чисто семитического происхождения и в дословном переводе значит «царь правды» (malach-sedek); оно очень близко и родственно имени «Адониседек», которое носил царь Иерусалима в эпоху завоевания земли Ханаанской Иисусом Навином (Нав 10:1,3,5,23). Это последнее обстоятельство сильно располагает нас и в пользу того мнения, что «Салим», где царствовал «Мелхиседек», есть не что иное, как «Иерусалим», в котором царствовал «Адониседек», так как устойчивость и постоянство известных царственных имен для каждой страны и народа составляет один из характерных признаков не только древних времен, но даже и наших дней. Но кроме этого предположительного (основанного на аналогии) доказательства тождественности «Салима» с «Иерусалимом» существует целый ряд и других, более положительных, опирающихся на данные Библии, на открытиях ориентологии и на авторитет древней традиции. К библейским свидетельствам принадлежит ясное указание Псалмопевца: «и было в Салиме место Его (Бога) и обитание Его в Сионе (Пс 75:3). В клинообразных надписях ассирийских царей Иерусалим обыкновенно известен под формой «Уру-Салима», что, собственно, значит: «город Салим». В Тель-ель-Амарнской переписке палестинских наместников Египта с двором фараонов найдено письмо одного наместника к фараону Аменофису IV, в котором он, между прочим, говорил, что божеством-покровителем вверенного ему города считается Ел-Елион, который называется также и Салимом. Вероятно, чужеземный наместник, мало осведомленный с языком, религией и обычаями новой для него страны, еще плохо разбирался в ее особенностях и много здесь понимал по-своему (напр., это чисто египетское отождествление имени города и божества — его патрона); но самое упоминание его о «Салиме» и особенно о почитании в нем «Ел-Елиона» для нас в высшей степени ценно и дает прекрасное подтверждение Библии. Наконец за тождество Салима с Иерусалимом говорят древнеиудейские таргумы, Иосиф Флавий и большинство как древних, так и новых экзегетов (Абен-Езра, Кимхи, Кнобель, Делич, Кейль, Мёрфи, Буш и пр.). Ввиду всего этого, хотя Библия и знает еще два местечка, носившие также имя «Салима» (Ин 3:23 и Быт 33:18), отождествление Мелхиседекова Салима с Иерусалимом является почти бесспорным. Этот последний Салим лежал на пути Авраама и отстоял от Содома приблизительно в шести часах пути, в течение которых царь Содома провожал Авраама.
Вынес хлеб и вино. В зависимости от различия взглядов на самую личность Мелхиседека неодинаково смотрят и на это его действие — изнесение хлеба и вина: одни видят здесь простую доставку провианта для подкрепления и освежения отряда Аврама; другие усматривают бескровное жертвоприношение, имеющее ближайшую, преобразовательную связь с новозаветным таинством евхаристии. Всецело удовлетвориться одним последним объяснением не позволяет уже одно то, что дары, употребленные здесь Мелхиседеком, приносятся не Богу, а человеку (Авраму), что противоречит основной идее божественной жертвы. Но нельзя признать состоятельным и первого объяснения, так как ниоткуда не видно, чтобы отряд Аврама нуждался в подобном подкреплении и чтобы последнего доставлено было такое количество, которого хватало бы на всех. Гораздо естественнее и ближе к истине будет то объяснение, что «хлеб и вино» — эти два главных жизненных продукта Палестины — употреблены были здесь Мелхиседеком для выражения его гостеприимства и почтения к Авраму, подобно тому, как и у нас практикуется встреча «с хлебом и солью» для высоких и почетных гостей. Этим, разумеется, нисколько не исключается возможность усматривать в данном историческом факте и известное преобразовательное значение, указывающее на его связь с новозаветным таинством евхаристического хлеба и вина.
Он был священник Бога Вышнего. В первый раз в Библии мы встречаемся здесь со специальным термином, указывающим на жреческое или священническое служение. Относя его прежде всего к личности исторического Мелхиседека, мы нисколько не должны смущаться тем обстоятельством, что здесь в одном лице совмещается служение «царя и священника»: это было в обычае у многих народов древности (напр., rex Romanorum был вместе и pontifex maximus), в особенности в ту отдаленную эпоху, которая еще жила преданиями патриархального быта, где старший в роде одновременно был и царем, и жрецом, и законодателем, и судьей. Впрочем, всем контекстом речи «священство» Мелхиседека поставляется в качестве особого, сакраментального служения; но и с этой своей стороны оно неоднократно и ясно отличается в Библии от последующего, подзаконного священства и даже как бы противополагается ему (Пс 109:4; Евр 5:6). Отсюда можно заключать, что Мелхиседек был последним представителем того первобытного священства, некоторые намеки на которое мы находим в истории Еноса и Ноя (4:26 и 9:9); это было универсальное, мировое священство, служение религии первобытного откровения, остатки которого, как звезды на темном горизонте, продолжали еще сохраняться и среди мрака языческого суеверия и идолопоклонства. Что именно таково было священство Мелхиседека, об этом, помимо особо уважительного отношения к нему Аврама, свидетельствует и имя Бога, служителем Которого он был, — «Бог Вышний», или, как стоит в евр. подлиннике, — «Ел-Елион». Это имя истинного Бога, встречающееся в некоторых других местах Св. Писания (Чис 24:16; Втор 32:18; Пс 7:18; 9:2; 57:3; 21:8 и пр.), изображающих Его, как высшую мировую силу и верховное господство, простирающееся на всю вселенную. Небезызвестно, по-видимому, это имя было и хананеям-язычникам, как это можно видеть из того, что тем же самым именем (Ел-Елион) называлось и верховное божество у финикиян, очевидно, по смутной памяти их об истинном Боге. В таинственном священстве Мелхиседека по особому чину и в соединении этого священнического служения с царским достоинством наиболее полно и ясно выражается преобразовательная параллель между Мелхиседеком и Христом, подробно раскрытая ап. Павлом (Евр 7 гл.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
Язычник ( не еврей ) оказывается первосвященником Бога
И благословил его и сказал. Понятие «благословил» в евр. подлиннике выражено словом barech, которое может означать также и вообще «приветствовать, выражать благожелания». Но что здесь благословение Мельхиседека не было простым приветствием и обычным благожеланием, за это прежде всего говорит как предыдущий (18 ст. — «священник Бога Вышнего»), так и последующий контекст речи (20 ст., Аврам дает ему жреческую десятину); а во-вторых, это твердо устанавливает и ап. Павел (Евр 7:6-7), который говорит, что «без всякого прекословия меньшее от большего благословляется» и что, следовательно, Аврам, принявшей благословение от Мельхиседека, этим самым признал в нем особого посредника между собою и Богом, способного низвести на него божественное благословение.
Благословен Аврам от Бога Всевышнего... и благословен Бог Всевышний. Как самое содержание этого благословения (исповедание божественной милости, явленной Авраму и хвала Богу за нее), так и еще больше его формула (двухстрофный, ритмический стих) довольно характерны для священно-библейской поэзии и имеют в ней ряд соответствующих себе аналогий (Быт 27:27; 48:15; 31:15 и пр.).
(Аврам) дал ему десятую часть из всего. Перед этой фразой в тексте, очевидно, опущена точка. Хотя закон о десятине в пользу жрецов и левитов был дан позднее, уже при Моисее (Лев 27:30-33; Чис 18:21-23), но ясно, что в качестве широко распространенного обычая он практиковался гораздо раньше, как у евреев, так и у других восточных народов.
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
21 И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.
22 Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли,
Эта торжественная клятва Аврама, данная царю содомскому, обращает на себя наше внимание, во-первых, тем внешним действием, которым она сопровождалась (поднятие руки) и которое сохраняется в присяге и доселе, и, во-вторых, своим сходством со словами благословения Мелхиседека, доказывающим, что оба они чтили одного и того же Бога.
23 что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама;
«Нельзя не остановиться на этом прекрасном, поистине величественном образе патриарха, который с таким чувством достоинства отказывается от законной своей добычи, не забывая, однако, выговорить права своих союзников» (Властов). Не забыты были Аврамом даже и его друзья-союзники — Анер, Эшкол и Мамрий, которые, впрочем, оставались дома и охраняли интересы патриарха за время его вынужденного отсутствия.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
24 кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.
Здесь в развитие событий вмешивается Аврам. В первый раз о нем говорится как об "Авраме Еврее", - вероятно, это имя связано с тем фактом, что его предки жили за рекой Евфрат, - отсюда и "чужеземец", в отличие от "уроженца". Аврам, узнавший о результатах битвы от одного из уцелевших ее участников, возможно, по-человечески отреагировал так: "Мой племянник сам постелил себе эту постель, теперь пусть он уляжется на нее!"
В предыдущей главе рассказывалось о том, как вера Аврама в Божье обещание сделала его бескорыстным. В этой главе повествуется о том, как вера сделала Аврама смелым. Он вооружил 318 своих рабов и вместе с помогавшими ему дружественными соседями напал на врагов. Хотя те превосходили его численно, Аврам воспользовался преимуществом внезапного нападения под покровом темноты. Чтобы привести врага в еще большее замешательство, он разделил силы и атаковал с разных сторон. Восточные воины бежали в панике, побросав захваченные трофеи. Аврам продолжал преследование, пока не оказался севернее Дамаска, в Сирии, - достаточно далеко, чтобы убедиться, что враг не вернется.
Двое царей вышли встречать Аврама, когда тот вернулся в Ханаан, - и более разных, чем эти двое, трудно себе представить. Первым был Мелхиседек, ключевая фигура на страницах Писания. Он был приверженцем истинной религии Иеговы, переданной ему по наследству со времен Потопа. Эти стихи - единственное свидетельство о нем во всем Ветхом Завете. О нем сказано, что он "царь Салимский (Иерусалимский)... и священник Бога Всевышнего". Этот царь-священник принес еду Аврамовым голодным, утомленным битвой рабам и принародно возблагодарил Бога, даровавшего победу Авраму. Аврам присоединился к свидетельству Мелхиседека тем, что пожертвовал этому Божьему священнику десятую часть военной добычи. Своим поступком Аврам показал также, что признал Мелхиседека священником над собой.
Это было бы не более чем чудесным эпизодом в жизни Аврама, если бы не проясняющий все свет, исходящий от Нового Завета. Там мы узнаем, что Мелхиседек - ветхозаветный прообраз Иисуса, Который также имеет двойное высшее служение Священника и Царя.
В Послании к Евреям подчеркивается еще одна истина о Мелхиседеке, являющаяся центральной в христианстве. На протяжении столетий ветхозаветного периода Бог учил Свой народ Израиля обращаться к Нему через посредников, т.е. священников из колена Левия, Авраамова праправнука. Эти священники-левиты ежедневно приносили кровавые жертвоприношения, что свидетельствовало о глубине греха и указывало на Бога как единственного Спасителя. Но здесь, после схватки с восточными царями, прапрадед Левия заплатил десятину священнику, происходившему из другого рода. На этом основана наша уверенность в том, что все религиозные церемонии и установления Ветхого Завета, - включая столетия кровавых жертвоприношений, - не могут реально примирить грешника с Богом. Нужны лучший священник, чем грешный левит, и лучшая жертва, чем животное. Иисус поэтому назван священником по чину Мелхиседека (Пс.109:4; Евр.5:6). Он - единственный Священник, могущий примирить грешников с Богом.
В день, когда Аврам вернулся с войны, он встретился с еще одним царем, Содомским. Тот тоже обратился к Авраму, но совершенно иначе, нежели Мелхиседек: "Отдай мне людей, а имение возьми себе". Аврам не был против даров. Он принял хлеб и вино от царя Салимского, как годами ранее - очень щедрые дары от египетского фараона. Но он понимал, что эти дары он не сможет принять во славу Божью. Аврам знал, что имел право на часть военных трофеев, и продемонстрировал это, объявив своим сторонникам, что те могут взять причитающуюся им долю. Но Аврам не хотел, чтобы языческому царю ставилось в заслугу, что он сделал Аврама богатым. Аврам напал на восточных царей не в надежде на военную добычу. Всем, что имел Аврам, он был обязан Божьему благословению, и он клятвенно засвидетельствовал это.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Бог учит Авраама вере в обещание о потомке

Глава 15

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
Довольно обычное, хотя в то же время слишком общее хронологическое указание.
Было слово Господа к Авраму. Экзегеты обращают внимание на данное место, как на первый случай того, как в Библии под термином dabar «слово» предлагалось таинственное предуказание на боговоплотившееся Слово, т. е. на Господа нашего Иисуса Христа (Исх 9:20; 1 Цар 3; Пс 32:6 и др.).
В видении (ночью). Последнее указание, стоящее в скобках, внесено LXX (не во всех кодексах, см. у Гольмеса); еврейский же подлинник его не имеет и большинство комментаторов считают его позднейшим добавлением. Но если даже и допустить, что это богоявление происходило ночью, то, во всяком случае, несомненно, что Аврам, воспринимая это откровение, находился не в сонном, а в бодрственном состоянии, как это ясно видно из всего контекста (2,5,9-11 ст.). Точнее определяя это состояние, бытописатель называет его «видением», т. е. особо восторженным, приподнятым и, так сказать, экстатическим состоянием, подобным тому, в котором находился пророк Исаия в момент призвания его к пророческому служению (Ис 6) или ап. Павел, когда восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы (2 Кор 12:3-4).
Не бойся Аврам; Я твой щит. Не бойся, прежде всего, мести от тех врагов, над которыми ты недавно одержал столь блистательную победу, а также не страшись недоброжелательства и зависти к твоему военному успеху и возрастающему благосостоянию со стороны окружающих тебя хананейских владетелей; не бойся ничего подобного, — говорит Господь: «ибо Я твой щит», т. е. покровитель и защитник (Пс 3:3; 5:12; 83:16; 118:114 и др.).
Награда твоя (будет) весьма велика. В награду за все возвышенные и благородные свойства высокой души Аврама, в особенности за его послушание и веру, Господь не только даровал ему целый ряд обетовании, как временных, так и вечных благ, но и удостоил его особенной близости к Себе, которая дала апостолу Иакову (Иак 2:23) основание назвать его даже другом Божьим, в чем нельзя не видеть высочайшей награды для человека.
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
Аврам сказал: Владыко Господи! Данное обращение в евр. подлиннике выражено словами: «Адонаи — Иегова» (следуя после «Адонай», «Иегова» в евр. произносится уже не с гласными первого имени, а с гласными имени «Элохим»); это первый в Библии пример подобного довольно, впрочем, редкого сочетания двух божеских имен (8 ст., ср. Втор 3:24 и 9:26), из которых первое указывает на Бога, как верховного судью (dan — судить), а второе — как на промыслителя и искупителя.
Что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным. «Когда Господь обещал Авраму награду, и награду великую, очень великую, тогда он, обнаружив скорбь своей души и постоянно томившее его уныние по причине бесчадия, сказал: Господи, что такое Ты дашь мне? Ведь я уже достиг глубокой старости и отпускаюсь бесчаден» (Златоуст).
Распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. В славянской Библии эта фраза начинается несколько иначе, словами: «сын же Масек домачадицы моея», в зависимости от чего меняется и самый смысл ее. Такая разность объясняется тем, что стоящее в евр. подлиннике первое слово этой фразы — «Бен-Мешек» LXX поняли и перевели в смысле собственного имени — «сын Масек»; тогда как правильный перевод этих слов дает идею «управителя, распорядителя домом или имуществом» (гебраизм: «сын владения», так же, как и «человек владения», означает просто лицо, чем-либо владеющее или распоряжающееся). Самое имя «Елиезер» означает того, «кому помогает Бог»; по месту же своего происхождения он называется жителем Дамаска.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
И сказал Аврам... и вот домочадец мой наследник мой. Будучи бездетным уже на склоне своих лет, Аврам, хотя и изливает перед Богом свою скорбь об этом, однако далек от греховного уныния и ропота на Бога; он спешит усыновить своего любимого домочадца и сделать его участником и наследником всех данных ему Богом обетовании.
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
Авраам принял обетование Божие, когда оно казалось неосуществимым, что свидетельствует о глубине его веры; Бог "вменил ему это в праведность". Праведник в библ. понимании - прямой и повинующийся воле Божией человек (ср. Втор 24:13; Пс 105:31). Ап. Павел, основываясь на этом тексте, утверждает, что оправдание зависит не от дел, а от веры (Рим 3 28). Но так как все поведение Авраама проникнуто его живой верой, ап. Иаков обращается к тому же тексту, чтобы осудить "мертвую" веру, не подтверждаемую делами (Иак 2:26).
Не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих. В греческой, латинской и нашей славянской Библии этот стих начинается наречием: «тотчас», по поводу чего Златоуст говорит: «Заметь точность Писания: сказано: абие, т. е. Господь не попустил праведнику и малое время скорбеть, но подает скоро утешение, и облегчает беседою с ним тяжесть печали». Бог преподаст Своему верному рабу самое сильное утешение, исцелявшее его главную сердечную рану, нанесенную отсутствием прямого, естественного потомства: Он, именно, торжественно возвещает Авраму, что не чужой домочадец, а собственный, родной его сын будет действительным его наследником.
5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
Для большей наглядности и силы Своего удостоверения Господь выводит Аврама под открытое небо и обращает его внимание на мириады рассыпанных по нему звезд, говоря, что таково же будет и количество его потомков. Смысл и значение этого сравнения уже известны нам по аналогичному образу из истории предшествующего богоявления (13:16). Но в раскрытии самого обетования замечается важная новая черта: раньше говорилось вообще о потомстве Аврама; теперь же добавляется, что потомство это будет личным и прямым, так как произойдет от собственного его сына.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
Вера вменяется в праведность
Бог научил Аврама вере в обещание о земле. Далее в духовном развитии Аврама начался новый этап: Бог учил его вере в обещание о семени, о его потомстве.
И опять Бог Спаситель явился Авраму, - на сей раз в видении. Бог дал возможность Авраму увидеть вещи внутренним зрением, - то, что он никогда не смог бы увидеть зрением внешним, глазами. Милосердный Бог знал, что у Аврама в сердце живет страх, поэтому Он заверил его: "Не бойся, Я твой щит. Я защитил тебя в сражении с восточными царями. У Меня твоя весьма великая награда. Когда царь Содомский предложил тебе военные трофеи, ты отклонил его предложение, ибо понял, что Моя дружба, Мое одобрение - награда более великая, чем все, что он мог предложить тебе".
Аврам видел, что Бог безмерно и открыто благословил его. Но того, чего он желал более всего, у него не было. Бог обещал ему наследника. Обещанное звено между Аврамом и Спасителем все еще отсутствовало, - а он, и его возлюбленная Сара, оба перешагнули за пределы детородного возраста. В результате Авраму пришлось изобретать обходные пути. Чтобы получить наследника, Авраму, следуя обычаям общества, в котором он жил, придется законным образом усыновить своего слугу Елиезера.
Авраму такое положение не доставляло радости. Он не мог быть счастлив без наследника, потому что тому предстояло связать его со Спасителем. Остаться бездетным - означало для него утратить обещанное Богом наследство. Вот чего боялся Аврам.
Бог напрямую заговорил об этом страхе, когда сказал: "Выбрось из головы мысль, что Елиезер будет твоим наследником. Наследник, о котором Я говорю, будет твоей собственной плотью и кровью". Если бы Авраму наследовал Елиезер, кровное родство Аврамово пресеклось бы, родной сын Елиезера наследовал бы ему. Чтобы укрепить веру Аврама в обещание, что он будет иметь многочисленное потомство, Бог - пока только в видении - заставил Аврама выйти из шатра и взглянуть на небо, полное звезд. "Аврам, Тот, Кто может наполнить небо звездами, в состоянии исполнить свое обещание и произвести от твоей плоти бесчисленное потомство". Какое удивительное обещание дано старому человеку, женатому на женщине, с которой уже произошла перемена, не позволяющая ей рожать детей!
"Аврам поверил Господу". В древнееврейском языке глагол, переводимый как "верить", является формой того слова, которым христиане обычно заканчивают свои молитвы. То есть Аврам сказал: "Аминь" (да будет так) Божьему обещанию. Святой Павел описывает состояние Аврама следующим образом: "И, не изнемогши в вере, он не помышлял (он не колебался в вере, не думал), что тело его... уже омертвело, и утроба Сарина в омертвении. Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное" (Рим. 4:19-21).
"И (Бог) вменил ему это в праведность". В Библии "праведность" означает "святость перед Богом". Библия учит, что Аврам получил на это право не благодаря своим собственным делам, но за счет того, что совершит его великий Потомок. В таком случае вера в Бога есть более чем вера в Его могущество. Верить в Бога означает верить Его обещанию, верить Его словам, полностью полагаться на Его милость. Такую веру Бог принимает как исполнение Своих требований к совершенству.
Интересно отметить, что Апостол Павел цитирует Бытие 15:6 в двух Посланиях Нового Завета, где он наиболее полно раскрывает учение об оправдании грешника (Рим. 4:3; Гал. 3:6). Бог спасает грешников не превращая их в святых людей, но объявляя их святыми. Он вменяет им в праведность их веру. Грешники спасаются верой.
Вера Аврама была основана на Божьих словах, Его обещании, - такой же должна быть и наша вера. Это единственное надежное основание для веры. Мои чувства не являются надежным основанием для моей веры, чувства могут обмануть. В моей жизни могут быть моменты, например, когда я не чувствую, что я прощен. Но Божье обещание не может обмануть, потому что Бог лгать не способен.
Аврам поверил Господу. Среди связного исторического повествования, составляющего содержание данной главы, рассматриваемый нами стих представляет собой некоторое отступление, именно — вводное замечание самого бытописателя; очевидно, Моисей придавал ему слишком важное значение, если ради него решился нарушить связность и планомерность своего эпического повествования. И действительно, здесь говорится о главной религиозной добродетели человека — оправдывающей и спасающей его вере. Первое значение еврейского глагола «аман» — «поверил» дает мысль о «полном успокоении» и «неподвижном утверждении» в чем-либо или на чем-либо; в данном случае он, следовательно, означает уничтожение всяких сомнений и колебаний в душе Аврама и полное утверждение его заветных чаяний и надежд в благой и всесовершенной воле Божьей. Невзирая ни на свою старость, ни на бесплодство Сары, Аврам верит божественному обетованию о рождении у него сына, и верит искренно и горячо, нисколько не рассуждая и скептически не исследуя того, как же все это может произойти.
И Он вменил ему это в праведность. Бог, испытующий сердца и утробы человеческие и знающий все, даже самые малейшие движения человеческой души, по достоинству оценил этот благородный и высокий подъем духа Аврама и поставил его в качестве главного основания его будущего оправдания, т. е. заглаждения как его личного, так и тяготевшего над ним первородного греха. Окончательное же оправдание Аврама, как и других ветхозаветных праведников, наступило лишь после крестной смерти Господа Иисуса Христа и Его сошествия в ад (1 Петр 3:19). Этот знаменательный ветхозаветный факт оправдания по вере подробно комментируется ап. Павлом в его Послании к Римлянам (Рим 4 гл.), где пример Аврама служит у него очевидным доказательством той истинны, что и в христианстве оправдание дается не в силу каких-либо внешних подвигов и заслуг, а туне, единственно по вере в искупительную силу Христовой смерти. Но как у Аврама спасшая его вера была плодом и венцом всей его благочестивой деятельности и жизни, так и у христианина оправдывающая вера должна охватывать и проникать собою все его духовное существо и быть той живой и деятельной силой, которая необходимо искала бы соответствующего себе выражения и вовне, т. е. в благочестивой жизни и в добрых делах (Иак 2:29-24).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Бог подтвереждает Свое обещание торжественным заключением Завета

7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского. Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского вместе с отцом его Фаррой был следствием особого божественного призвания, но он молчаливо заставляет это предполагать (12:1), а первомученник Стефан даже определенно свидетельствует об этом (Деян 7:2-3). Указывая на факт изведения Аврама из отечественной земли и на цель этого факта, Бог тем самым хочет дать Авраму новое доказательство непреложности и верности Своих обетований.
8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?
Так как обетование обладания Палестиной относилось не к личности самого Аврама, а к судьбе его потомства, то лучшим объяснением данного вопроса является мнение тех экзегетов, которые полагают, что Аврам ставил этот вопрос не для себя и не за себя, а за свое будущее потомство, ради его удостоверения в правдивости таких, по-видимому, неосуществимых обетований. «Обетование о наследовании земли Ханаанской, думал Аврам, может исполниться не прежде, как потомство его возрастет в многочисленный народ. Для сего потребно немалое время, и в то время оно может испытать много превратностей в своей судьбе, много скорбей и бедствий. Немудрено, что эти скорби и бедствия, при долговременном ожидании обетованного наследия, могут поколебать в потомках Аврама веру в обетование. Посему естественно было желать Авраму, чтобы Господь особенным образом запечатлел для его потомков истину Своего обетования, и предварительно открыл им, как оно должно исполнится» (еп. Виссарион).
9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
Снисходя к уважительной просьбе Аврама о знамении, которое удостоверяло бы его потомство в исполнении божественных обетовании, Господь благоволит дать ему то же самое знамение, которое в подобных случаях употребляется и у людей. А у древних, в особенности на Востоке, когда люди связывали себя какими-либо важными обещаниями, то вступали между собою в союз, заключение которого сопровождали известным внешним обрядом: брали то или другое количество жертвенных животных, закопали их и проливали их кровь, разрубали их на две равные половины и проходили между этими рассеченными частями. Всеми этими символическими действиями лица, вступившая в союз, свидетельствовали пред Богом и людьми, что они готовы пролить друг за друга кровь, что обязываются представлять собою как бы две равных половины одного и того же живого целого и что нарушителя этого союза ожидает казнь от Бога, наподобие рассечения трупа животного (Иер 34:18). Снисходя к человеческой немощи, Господь благоволил употребить этот клятвенный обряд и при Своем вступлении в завет с Аврамом и его потомством. Следует при этом отметить, что как перечень указанных здесь животных, так и самый ритуал обряда (напр. «несечение птиц», Лев 1:14-17) почти буквально совпадает с последующими законами о жертвоприношениях, откуда очевидно, что Моисей не вводил чего-либо нового, а лишь возвращал народ к забытым, древним установлениям.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.
Древний обряд рассечения жертвенных животных обычно сопровождал заключение договора, чем подчеркивалась святость и нерушимость заключаемого союза. Лица, заключающие союз, проходили между частями жертвенных животных, что означало тесное "кровное" единение. Бог явил Свое присутствие в дыме и пламени огня (Быт 15:17).
11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.
Эта мелкая подробность считается пророчественным предуказанием тех идолопоклоннических племен, которые, увлекая своим примером народ израильский, тем самым оскверняли этот завет и вредили его чистоте («блужение Израиля»).
12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
Крепкий сон напал на Аврама. В тексте подлинника этот сон обозначен тем же самым термином — «тардема», как и сон Адама во время создания Богом ему жены (Быт 2:21). Следовательно, это был не обыкновенный и естественный сон, а необычайный, сверхъестественный, в котором все высшие способности и силы человека не только не ослабевают, но наоборот — возрастают.
И вот, напал на него ужас и мрак великий. Оба этих состояния были чисто субъективными у Аврама и обусловливались приближающимся явлением самого Бога в материальном образе (Иов 4:14-17). Некоторые экзегеты, впрочем, усматривают здесь пророчественное предчувствие тех ужасов и бедствий, которые ожидали потомство Аврама во дни египетского рабства.
13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
400 лет в Египте
Из того, что ответ Господа относится к судьбе потомства Аврама, вытекает новое доказательство того, что и вышеприведенный вопрос Аврама касался того же самого предмета (8 ст.). Как бы идя навстречу тревожным думам Аврама о превратностях судьбы, ожидающих его потомство, Господь открывает Авраму, что его потомство, прежде чем получить исполнение обетования, должно будет пережить целый ряд испытаний и бедствий: во-первых, им предстоит продолжительное и беспокойное странствование по земле Ханаанской, а во-вторых, длинное и тяжелое рабство, разумеется — рабство в Египте. Общую продолжительность этого первого периода еврейской истории — периода скитаний бедствий и рабства — Бог определяет в четыреста лет. Собственно говоря, более точная цифра всего этого периода указывается в четыреста тридцать лет. Но тридцать лет, очевидно, откинуты здесь ради круглоты счета, как это практикуется и в других местах Библии, в особенности при счете столетиями, которые называются часто также и родами (16 ст.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
Я произведу суд над народом. Выражение аналогичное с изречением: «Мне отмщение и Аз воздам» (Втор 32:35; Рим 12:19; Евр 10:20). Исторически оно исполнилось над египтянами в то время, когда Господь поразил их жестокими казнями и тем самым принудил их отпустить евреев (Исх 7:4; 8:1-12:21).
Они выйдут (сюда) с большим имуществом. Пророческая деталь, точно оправданная историей (Исх 12:35-36).
А ты отойдешь к отцам своим... и будет погребен в старости доброй. В этих замечательных словах справедливо видят выражение идеи ветхозаветного бессмертия; на него указывает уже одно то, что в тексте ясно различается «уход к отцам» от «погребения тела», причем, если под последним, без сомнения, разумеется телесная, физическая смерть, то под первым может разуметься только духовное бессмертие, открывающее возможность загробного свидания с прежде умершими отцами. Толковать же это «приложение к отцам» в смысле обычного погребения в фамильной, родовой пещере, пример Аврама положительно не позволяет, ввиду того, что сам Аврам был погребен в пещере Махпел (Быт 25:9), отец его Фарра в Харране (Быт 11:32), а прочие предки в Уре Халдейском.
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
В четвертом роде возвратятся они сюда. Одни видят в этих словах параллель 13-му стиху, т. е. речь о четырех столетиях или родах — бедственной жизни Израиля, другие с большим основанием усматривают указание на продолжительность одного египетского рабства, которое имело закончиться в четвертом поколении тех пришельцев, которые впервые поселились в нем. Действительно, Моисей, деятель исхода евреев, был уже четвертым после Иакова, пришедшего в Египет (Левий, Кааф, Амрам и Моисей).
Ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Аморреи взяты здесь в качестве представителей всех хананеев (Нав 24:15). Долготерпение Божие щадило их целые века, чтобы дать им возможность покаяния; но они употребили это время во зло и заслужили грозный приговор божественной правды о полном их истреблении (Нав 6:20; 8:22; 9:24 и др.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].
Когда зашло солнце и наступила тьма. Замечание бытописателя, указывающее на выдающуюся продолжительность данного богоявления: начавшись предшествующей ночью, оно происходило в течение всего последующего дня и продолжалось при наступлении новой ночи.
Дым как бы из печи и пламя огня прошли между разобщенными животными. Дым и огонь — это излюбленная эмблема обнаружений Иеговы в истории Израиля, одновременно грозных и мрачных, как дым, и светлых и радостных, как огонь (Исх 12:18). «Прохождение между разобщенными животными означало, по обычаю, соединение разделенного, т. е. союз. Отто Герлах замечает, что Аврам не проходил между рассеченными; проходил только видимый образ Господа, т. е. это был договор милости, благодеяние, обещанное и подтвержденное осязательно обрядом договора» (Властов).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Авраамов Завет - четвертый завет

18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
В этот день заключил Господь завет с Аврамом. Еврейское название завета «берит», происходящее от глагола, означающего «резать, рассекать разрубать», ясно указывает на тесную связь его с вышеописанным обрядом прохождения через рассеченные части животных. Этим актом Господь вступает в торжественный завет с Аврамом, по примеру того, как раньше Он вступал в подобный же завет с Ноем (9:9). Впрочем, завет Бога с Аврамом имеет в виду более важные теократические цели, почему он и обставляется еще большей торжественностью, чем завет с Ноем.
Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки. Границами будущего владения евреев Господь указывает две реки: с востока Евфрат, а с запада какую-то египетскую реку. Под последней нельзя разуметь Нила, так как Евфрат в сравнении с Нилом не мог бы быть назван великой рекой; очевидно — это какая-либо из пограничных египетских речек, значительно меньших Евфрата; полагают, что это — река Сихор, которая отделяла Египет от Палестины и на которой стоял город Риноколюра. В этих пределах евреи действительно владели землей Ханаанской во времена царей Давида и Соломона (3 Цар 4:21; 2 Пар 9:26; Пс 71:8; 80:8-11; 2 Цар 8 гл. и 2 Пар 5:19), когда не только вся Палестина и все окружающие ее кочевые племена признавали владычество царей Израиля, но даже и цари южной Аравии преклонились перед ими. «Но замечательнее на этом именно пространстве влияние нравственное, которое Аврам, потомки его патриархи, Давид и Соломон удержали до сих пор над умами кочевых племен. Память их чтится более памяти Магомета» (Властов).
19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
Печальная участь первых — порабощение ассириянами предсказана в пророчеств Валаама (Чис 24:21-22), а их местожительство — на юг от Ханаана, близ амаликитян, а потом и вовсе в пределах Палестины, в колене Иудином, указано писателем кн. Царств (1 Цар 27:10; 30:29). В том же колене Иудином жили, по всей вероятности, и кенезеи, как можно догадываться из того, что Халев, житель колена Иудина, назывался кенезеянином (Нав 14:6). Гораздо менее известны «кедмонеи», которые в Библии больше не упоминаются ни разу; но они встречаются на египетских памятниках, откуда некоторые догадываются, не называется ли этим именем какое-либо из пограничных с Хананеей египетских племен.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
Под первыми несомненно разумеется важная и сильная «хеттейская» народность, владевшая Сирией и имевшая свои колонии в окрестностях Хеврона и Вефиля (Суд 1:23-26; 3 Цар 10:29 и 23:10). «Ферезеи» — это уже известные нам (13:7) хананейские обитатели горных стран Палестины (Нав 11:3). «Рефаимы» — опять уже известное нам племя (14:5), обитавшее (Нав 12:4 и 13:12) на северо-восток от долины Иордана, хотя позднее оно спустилось и значительно южнее, давши свое имя долине рефаимов или исполинов одной из окрестностей Иерусалима (Нав 15:8 и 18:16).
21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.
Гергесеев и Иевусеев. Первые жили на запад от Иордана (Нав 24), а вторые — около Иерусалима и в самом городе, который вследствие этого некоторое время назывался даже Джебусом (Суд 19:10).
Не вызывает сомнения, что завет с Богом, в который вступил Авраам, произвел великие перемены в его жизни и в жизни его потомков. Они сделались подлинными наследниками того, что было им обещано. Чтобы сохранить Божье благословление потомкам Авраама следовало только оставаться на их земле
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
  1. Обещание "Я произведу от тебя великий народ"
    • в кровном потомстве - "как песок земной", т.е. возник еврейский народ (пришедшие из-за реки);
    • в духовном потомстве - "звезды", т.е. все верующие, евреи и язычники;
    • от Измаила
  2. "Благословлю тебя"
    • материально;
    • духовно.
  3. "И возвеличу имя твое" - Авраам один из наиболее известных людей мира.
  4. "И злословящих тебя прокляну" - всем, кто плохо обращался с евреями, всегда было в конечном счете плохо, а тем, кто защищал их - хорошо.
  5. "И благословятся в тебе все племена земные" - это величайшее евангельское обетование исполнилось в потомке ("Семени") Авраама Христе.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Как любящий Отец, Бог никогда не был скуп со Своими детьми. В главе 15 Книги Бытие нам открывается на миг Его милостивое сердце, ищущее различных путей убеждения Аврама. Бездетный старик попросил помочь ему сохранить веру в обещание, что его потомки наследуют землю Ханаанскую. В просьбе Аврама не было сомнений или неверия. Он верил в Божье обещание, но желал утвердиться в этой вере. Любовь Божия нашла способ как уверить в этом дитя Божье.
Бог велел Авраму подготовить жертвы, приносимые в древнем Вавилонском завете крови, - самый сильный способ подтверждения, известный Авраму. Кстати, некоторые исследователи Библии отделяют строфы 7-21 от первых шести строф 15-й главы. По их мнению, описание видения, посланного Богом Авраму, оканчивается в шестом стихе. Но библейский текст об этом не говорит. Вся глава составляет единое целое. Поэтому наиболее вероятным кажется, что действие, описанное во второй половине главы, имело место в видении, посланном Богом Авраму.
Чтобы понять суть необычного действия с тремя животными и двумя птицами, нам следует вспомнить, что первые 75 лет жизни Аврама связаны с Вавилонской культурой. В том обществе двое людей, желавших засвидетельствовать важный документ, не просто ставили под ним свои подписи, но заключали завет крови. Убивали одно или несколько жертвенных животных и их половины помещали на земле друг против друга, образуя своего рода коридор. Для скрепления договора обе стороны вместе торжественно проходили между убитыми животными.
Значение этих действий очевидно. Во-первых, стороны участвовали в церемонии на равных. Каждый участник церемонии должен был пожертвовать что-то для ее осуществления. И во-вторых, если кто-либо из участников нарушал условия договора, окровавленные останки жертвенных животных служили молчаливым напоминанием нарушителю, что он заплатит за это своей жизнью.
По мере того как развертывалось видение, Аврам видел себя закалывающим животных и укладывающим их половины рядами. Каков смысл жертвоприношения птиц, не сказано.
Теперь все готово. Для завершения этой церемонии подтверждения Завета (договора) оставалось лишь пройти двум договаривающимся сторонам между частями рассеченных животных. Аврам ждал. Он увидел хищных птиц, налетевших на окровавленные туши, и отогнал их прочь. На закате солнца Аврам ощутил необъяснимое чувство страха. Бог сообщил, что хищные птицы и беспокойство, овладевшее Аврамом, указывают на дальнейшую судьбу его потомков. Прежде чем унаследовать обещанную им землю, они будут рабами в чужой стране на протяжении четырех столетий. Они будут угнетаемы. Но в должное время Бог произведет суд над поработителями, освободит Свой народ и приведет его на новую родину. В наказание за их нечестивую жизнь, Бог лишит владений хананеев, населяющих эту землю. Отец израильского народа, очевидно, испытал облегчение, узнав о счастливом завершении этой четырехсотлетней истории страданий.
Темнело, - но как же насчет Завета, скрепляющего договор? И тут Аврам увидел пламя (как из очага, обычного для кочевников), проходящее между рассеченными животными. И услышал Аврам глас Божий, объявляющий: "Потомству твоему даю Я землю сию". Бог даже указал приблизительные границы (от Египта до Евфрата) и перечислил десять колен хананейских, которые за грехи будут лишены права жить на этой земле и у которых отнимут их владения потомки Аврама.
На протяжении ветхозаветных столетий Бог часто являлся Своим людям в огне, в дыму или в облаке, чтобы засвидетельствовать Своему народу горячее желание осуществить Свой великий замысел. Вспомните, как Иегова явился Моисею в пламени горящего куста (Исх.3:1-10) или израильтянам в столпах облачном и огненном (Исх. 13:21). Это особое явление (часто характеризуемое как "слава Господня") обычно случалось в тяжкие времена, когда казалось либо что Бог забыл о Своем обещании, либо что враг в состоянии воспрепятствовать его осуществлению.
Какова же была цель Его явления здесь? Аврам попросил Бога о знамении, и Бог дал ему знамение, подтвердившее Божий замысел спасения. Пламя, символизирующее присутствие Божье, явилось одно, само по себе, перемещаясь между разделенными частями жертвы. Завет Божий действительно является договором между двумя сторонами, но эти две стороны ни в коей мере не равны. Одна сторона принимает на себя все обязательства, а другая получает все блага. Аврам ничего не обещал, ничего не делал, ничего не говорил. Он просто наблюдал за тем, что совершает Господь, он слушал, что говорит Господь, и верил. Святой Павел позднее словами выразил то, что Бог явил здесь Авраму: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2:8,9).
Глава 15-я описывает значительную часть Божьих действий по наставлению Аврама, попросившего у Бога свидетельства о выполнении обещания. Бог ответил тем, что заключил с ним Завет, позволив ему сначала услышать обещание, вновь повторенное ему и дополненное. Аврам узнал, что его потомки образуют народ, который, несмотря на бедствия и рабство в чужой стране, заселит Ханаанскую землю. Чтобы уверить Аврама в выполнении обещанного, Бог позволил ему в некоторых образах увидеть Бога Спасителя, подтверждающего Свое обещание.
Мы, верующие времен Нового Завета, имеем схожее благословение от Бога в Таинствах. В Крещении и Причастии Бог не только позволяет нам услышать весть о Своей благодати, явленной во Христе, но также дает возможность нечто увидеть. Свое обещание Он соединяет с земными элементами, чтобы мы имели как можно больше подтверждений. Этими видимыми знаками Бог удостоверяет Свои обещания. И разве это не является доказательством Его милости!
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Главу 16 помещу позже
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Аврам принимает Божье обещание, хотя вера его слаба

Глава 16

1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. Необходимое вводное замечание, подготовляющее к последующему повествованию. Прошло уже целых десять лет (3 ст.) с того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, а у последней не родилось еще ни одного сына.
2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
По месопотамскому праву времен Авраама неплодная жена могла "дать мужу" свою служанку и считать детей, рожденных от такого союза, своими (ср. Быт 30:1-6; Быт 30:9-13).
И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое... войди же к служанке моей. Смиренно считая себя главной виновницей неисполнения божественного обетования о потомстве и желая оказать Авраму содействие в получении его, Сара великодушно отказывается от своих прав на мужа и добровольно предлагает ему в жены свою собственную служанку Агарь, вывезенную ими еще из Египта, вероятно, в числе прочих даров, которыми снабдили их египтяне (12:16). Самое имя этой служанки «Агарь» значит бегство и дано ей было или по пророчественному предсказанию, или, вернее, по последующему воспоминанию ее двукратного бегства из дома госпожи своей (16:6; 21:14).
Может быть я буду иметь детей от нее. В тексте подлинника сказано еще выразительнее и сильнее: «чтобы мне создать дом (banch) мой от нее, опереться на нее, «усилиться чрез нее» (Втор 25:9; Руфь 4:16); славянский: «да чада сотворю от нея». Через это и самый поступок Сары становится гораздо понятнее: очевидно, она здесь основывает свои надежды на том обычном праве этой эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т. е. как мужу, так и жене (30:3).
Аврам послушался слов Сары. Хотя в поступке Аврама и было допущено нарушение чистоты брачного союза (2:22), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели (Мал 2:15).
3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
И дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Название жены приложено здесь к Агари не в собственном и строгом смысле, а в смысле временной наложницы, как она и называется более точно в другом месте (25:6); но в то же время она была, так сказать, легальной наложницей, взятой с согласия, одобрения и даже по просьбе жены, так что в этом случае она для Аврама была женою второго ранга.
4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости (21:6; 24:60; Исх 23:26; Втор 7:14); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье (19:31; 30:1,23; Лев 20:20; Лк 1:48 и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой.
 
Верх