29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
Обе эти хронологические даты напоминают нам хорошо известные подобные же примеры из генеалоги сифитов (5:31 и др.). Ной был последним из патриархов, доживших до такой глубокой старости и это — не без особенного божественного промышления: деятель последних шести веков допотопного мира, Ной был и свидетелем первых трех с половиною веков истории нового, послепотопного человечества и своей личностью как бы скреплял оба этих мира и служил носителем и хранителем всех универсальных традиций человечества. Шестьсот лет допотопной жизни Ноя позволяли ему видеть еще Мафусала и Ламеха и слышать из их уст рассказы о первобытных временах, полученных ими непосредственно от самого Адама, а триста пятьдесят лет послепотопного периода открывали возможность личной беседы и передачи всех священных традиций Аврааму, откуда через две-три посредствующих ступени (Иаков, Левий, Кааф), все это и чисто естественным путем могло дойти до бытописателя Моисея, который помимо этого, был и озарен также особым сверхъестественным божественным Откровением. «Так близко передавалось изустное предание, начертанное на страницах Библии, и в то время, когда Моисей начертывал его, весь народ еврейский мог поверить в истину этих сказаний с преданиями старцев» (Властов).
"Житие Ноя" (6:9-9:29) заканчивается на невеселой ноте. Ной, благочестивое, верное дитя Божье, споткнулся и впал в грех. Писание не скрывает греховных слабостей людей, прославившихся своей верой. Нам необходимо напоминание, что они - не святые, а грешные мужчины и женщины, подобно нам, жившие верой в Божье прощение. Бог сообщает нам эти подробности, желая не только успокоить нас, но также и предостеречь.
Прежде чем сообщить гнусные подробности этого дела, Моисей вновь напоминает, что Бог замыслил повторное заселение земли после Потопа посредством естественного человеческого воспроизводства. Согласно главе 10 Книги Бытие, у Иафета было семеро сыновей, у Сима пятеро, у Хама четверо.
Ной, по всей видимости, до Потопа был земледельцем, и теперь вновь принялся за это занятие. Бог благословил его труды и даровал урожай его винограднику, а Ной из части винограда сделал вино - тоже дар Божий. Однако Ной злоупотребил даром Божьим, - выпил чрезмерно и, опьянев до бесчувствия, оскорбил Бога и опозорил себя тем, что лежал обнаженным.
Сыновья Ноя, как и сыновья Адама, отличались и душой, и поведением. Хам увидел отца обнаженным и рассказал об этом братьям. (Здесь важно отметить - нам пригодится это позднее, - что Хам дважды называется "отцом Ханаана".) Хам с усмешкой наблюдал позор отца и думал, что братья тоже посмеются, но Сим и Иафет милосердно прикрыли грех своего отца.
Ной не только протрезвел, но в раскаянии и вере он вернулся к Господу, которого оскорбил. И, руководимый Духом Божьим, он произнес одно из самых замечательных в Писании пророчеств. Он указал на будущее каждого из троих своих сыновей и их потомков.
"Проклят Ханаан". Ной предвидел, что грубая чувственность и распущенность, проявленные его сыном Хамом, более полно разовьются в Ханаане, одном из четверых сыновей Хама. Ханаан был прародителем той ветви семьи Хама, которая населяла Землю Обетованную, прежде чем израильтяне завоевали и населили ее. Всякий раз, встречаясь с культурой хананеев, мы отмечаем, что им присущ низкий моральный уровень. Религия хананеев, например, являла собою сочетание идолопоклонничества и разврата. Храмовая проституция - гетеро- и гомосексуальная - у хананеев была способом поклонения их богам. Ной предсказал, что по этой причине на хананеев падет проклятие, они станут рабами своих братьев. История свидетельствует, что в последующие столетия хананеи были порабощены родственными хамитами, а также семитами и иафетянами.
Покончив с этой неприятной частью пророчества, Ной воздал хвалу Господу, Богу Сима. Святой Дух открыл Ною, что по линии Сима продолжится род обещанного Мессии. Хамитов ожидало безрадостное будущее, а семитам, в отличие от них, предстояло стать избранным народом Божьим. Бог откроет им Себя, и они будут поклоняться Иегове как истинному Богу, Богу великой и неизменной благодати. На протяжении всего Ветхого Завета мы можем видеть осуществление пророчества Ноя о благословенной ветви Сима, еврейском народе.
Хотя позднее хананеи стали рабами евреев, это рабство обернулось благословением для них, поскольку через него они соприкоснулись с истинным Богом (см. Нав. 6:25; 9:27). Поэтому следует отметить, что Ной говорил обобщенно. Его пророчество не подразумевает неизменность судьбы каждого отдельного хананея или каждого израильтянина. В Библии имеют место примеры спасения хананеев (3Цар.17:24; Матф. 15:21-28) и отпадения от Бога семитов (Матф. 23:13).
Далее Ной обращается к третьему сыну: "Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых". Ной сначала говорит о земном благословении, даруемом потомкам Иафета, потомство его будет многочисленно. В главе 10 мы узнаем, что Иафет - прародитель индоевропейцев, позднее населивших обширные земли в Азии и Европе, а также территории на севере и западе. Однако самые большие благословения, которые предрек Ной сынам Иафета, - не земные, материальные, но духовные. Они поселятся "в шатрах Симовых", разделив благословенное наследие, дарованное Симу - познание Бога, которое мы обретаем через Евангелие Иисуса Христа. Ной пророчествовал, что язычники также будут иметь все благословения, даруемые Христом.
"Житие Ноя" заканчивается кратким сообщением, что Ной, грешник и святой, прожил долгую, полную событий жизнь и умер 950-ти лет от роду.