4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
Область Кавказа, где впоследствии образовалось царство Урарту.
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца. Полагая наиболее достоверной датой начала потопа семнадцатый день месяца мархешвана (первые числа ноября), остановку ковчега на вершине Араратских гор мы должны отнести на семнадцатый день месяца нисана, что будет соответствовать началу нашего апреля. А так как, но указанию бытописателя, между двумя вышеуказанными хронологическими терминами протекло сто пятьдесят дней (7:24), то, следовательно, на каждый из пяти этих месяцев приходится по 30 дней, откуда многие не без основания заключают, что в первобытную эпоху год был солнечным, а не лунным, как он стал у евреев позднее, в период подзаконный. Должно отметить, что в указании самого числа обоих месяцев между русским и греко-славянским текстом есть некоторая разница — в первом 17-ое, а во втором 27-ое число. Надо полагать, что эта разница случайного происхождения и произошла, вероятно, по вине переводчиков, которые легко могли перепутать буквенное обозначение еврейских чисел.
На горах Араратских. Уже одно то, что вместо единственного числа употреблено здесь множественное (горы Араратские) свидетельствует о том, что речь идет не об одной какой-либо определенной горной вершине, а о целой цепи гор, или вообще о гористой местности. И действительно, Библия знает целую страну Араратскую, которую она отождествляет с Арменией, как это особенно ясно из сопоставления 4 Цар 19:37 с Ис 37:38 (по LXX). Подобным же именем — Urarda или Urtu — обозначается Армения и в клинообразных памятниках ассирийских царей. На одной из гор этой Армении, вероятно, на самой высокой, называемой Кара-Дага, или «Великой Армении» (16 254 ф. над уровнем моря), и остановился ковчег Ноя.
Гора Арарат, или точнее Большой Арарат, находится в Турции недалеко от границы с Арменией. Ее высота равняется 5165 метрам. Гору покрывает толстая ледяная шапка, под которой скрывается Ноев ковчег. Только два месяца в году, в июле и августе, когда снега Арарата начинают таять, ковчег появляется из снежного плена. Тогда на поиски легендарного судна отправляются исследователи. Первым, кто рассказал о существовании ковчега, был Джордж Хагопиан. В 1905 году, когда ему было десять лет, дед Джорджа взял его с собой на Арарат. "Я жил тогда в деревне у подножия горы, - вспоминал Хагопиан. - Мы с дедом долго поднимались вверх, а когда склон сделался слишком крутым, дед посадил меня на плечи. Вдруг по левую руку внизу показалось что-то, напоминающее огромный корабль! Его корпус покрывал снег, и на крыше виднелось длинное отверстие. Мы приблизились к кораблю. Дед помог мне взобраться на скальный выступ, с которого я перепрыгнул на крышу сооружения. Помню, что дед сказал мне не бояться: "Это святой корабль, а все люди и звери давно покинули его". Когда мы возвратились в деревню, я похвастал мальчишкам, что видел ковчег. Как оказалось, они уже давно были там до меня". Хагопиан умер в 1972 году. К сожалению, он плохо разбирался в картах и не мог показать местонахождение ковчега. Экспедиция с его участием не состоялась из-за нехватки средств. Педантичные ученые провели анализ его записанного рассказа о ковчеге на детекторе лжи. Машина дала однозначный ответ - Хагопиан говорил правду. Согласно официальным документам, русские летчики Заболоцкий и Лесин летом 1916 года зафиксировали здесь странный объект, напоминающий многоэтажный плот. Следующим заслуживающим внимания свидетельством существования Ноева ковчега на горе Арарат служит рассказ лейтенанта русских ВВС Росковицкого. В 1916 году во время оттепели он совершал полет близ горы Арарат с целью определения передвижения турецких войск. С высоты лейтенант заметил на склоне наполовину замерзшее озеро. Подлетев ближе, он различил полузатопленный корпус огромного корабля. Сверху виднелись основания двух мачт и плоский мостик. В интервью, данном в 1939 году калифорнийскому журналу "Нью Эден Магэзин", Росковицкий говорил о том полете. "Я сделал несколько кругов над ним. Он был размером с городской квартал, как современный боевой крейсер. Он лежал на берегу озера, на четверть уходя в воду. С одной стороны его корпус был частично разобран, а молния, видимо, зажгла и уничтожила часть крыши, а на борту зияла квадратная дверь шириной около шести метров. Это показалось мне необычным. Ведь даже сейчас корабли не имеют таких больших дверей". Когда Росковицкий доложил о находке капитану, тот предположил, что это был Ноев ковчег. Сохраниться ему, по всей видимости, позволили мороз и лед. Ведь десять месяцев в году судно находится в замороженном состоянии. Капитан послал рапорт в Петербург на высочайшее имя. Николай II распорядился снарядить две специальные военные команды для обследования горы с участием летчика Росковицкого. Одна группа из 50 человек штурмовала Арарат с одного склона, другая из 100 человек - с противоположного. Поиски затянулись на месяц, но, в конце концов, ковчег нашли! Сделали замеры и фотографии, составили план корабля. Все материалы отослали в Петербург. Росковицкий сохранил в памяти некоторые подробности экспедиции. "Внутри ковчег состоял из сотен отсеков, - рассказывал он. - Некоторые были небольшими, но попадались и просторные помещения с высокими потолками. Толщина перегородок между такими помещениями достигала 60 сантиметров. Словно в них находились животные, в десять раз превосходящие размерами слона. Дерево было покрыто похожим на воск веществом, а мастерство, с которым был сделан корабль, указывало на высокий уровень строителей. Специалисты предположили, что конструкция сделана из олеандра, дерева из семейства кипарисовых, которое не гниет и устойчиво к переменам температур". На следующий день комиссия направила подробный рапорт царю. Когда в Петербург приехали курьеры с материалами, он уже стал революционным Петроградом. Поэтому Николай Второй так и не получил их. По некоторым сведениям, документы попали ко Льву Троцкому, который просто уничтожил их, а заодно расстрелял курьеров, как контрреволюционных элементов. На несколько десятилетий ковчег погрузился в небытие. Но поздним летом 1959 года о нем заговорили вновь - на этот раз турецкие военные. Разведывательный самолет совершал облет горы Арарат и прилигающих к ней областей. Вдруг пилот, лейтенант А. Куртис, заметил на склоне горы в 17 милях к югу от вершины очертания корабля. По оценкам экспертов турецкой армии, корабль находится на высоте 2110 метров над уровнем моря. Его размеры, такие: длина ковчега, как сочли военные, равна 167 метрам, а ширина - более 50, высота же составляет 16 метров. Через год пилот 428-го тактического летного звена, базировавшегося в Адане (Турция), находился в воздухе над Араратом. Рутинный полет неожиданно прервался сообщением летчика. Капитан Грегор Швингхаммер передал: "Вижу огромный товарный вагон или баржу. Объект находится примерно в полутора тысячах метрах вниз от вершины на юго-восточном склоне". В тот же год турецкие военные предприняли экспедицию на Арарат. Их поиски увенчались успехом. Специальные подразделения нашли ковчег, наполовину ушедший в лед. Как рассказывали очевидцы, взрывники установили рядом со стеной ковчега заряд динамита. В образовавшийся пролом проникли солдаты. Но внутри не нашли никаких перегородок - лишь горы гниющего дерева...Странным кажется лишь то, что после находки ковчега турецкими военными, все материалы по нему были засекречены. Турецкие власти ревностно охраняют тайну христианской святыни. Лишь немногим удачливым людям удавалось проникнуть туда в последнее время. Например, в 1984 году Рон Вьят добрался до Арарата, нашел ковчег и с помощью геологического молотка отколол несколько килограммов окаменевшего дерева. Образцы контрабандно перевезли в Нью-Йорк, где выставили на всеобщее обозрение. На это турецкое правительство заявило, что было совершено грубое нарушение национальных законов и традиций. Несколько лет все официальные экспедиции на Арарат приостанавливались турецкими чиновниками. Однако в 1985 году Вьят вместе с Дзвидом Фэсолдом вновь добрался до ковчега. Экспедиция изучила конструкцию и обнаружила отчетливо различимые железные скобы, скреплявшие дерево через равные интервалы. После этого Вьят окончательно удостоверился в том, что перед ним Ноев ковчег. По некоторым данным, тогда же было проведено радиолокационное исследование недоступной нижней части судна. На экране радара отчетливо обозначились пять килей! Такая конструкция обладает определенными гидродинамическими преимуществами - во время шторма корабль делается устойчивее. Методом радиолокации обнаружили и остатки внутренних отсеков, что позволило составить план ковчега. Однако он не согласуется с данными о находке турецких военных. Что они обнаружили в 1960 году, остается загадкой до сих пор. Известный исследователь и писатель Чарльз Берлиц, занимающийся поиском ковчега, взял недавно интервью у мистера Арслана, проводника экспедиций на гору Арарат. "Я верю, что за последние 50 - 60 лет Ноев ковчег видели очень многие люди, - говорит Арслан. - Он действительно находится там, где предполагают, - на высоте двух тысяч метров по правую руку от ущелья Ахора. Там имеется большое плато шириной в несколько футбольных полей. Слой льда на нем достигает нескольких десятков метров. На этом плато в разное время люди видели остатки огромного корабля. Многие брали куски окаменевшего дерева себе в качестве сувениров". Как считают некоторые специалисты, в последнее время ковчег значительно поднялся из скрывавшей его ледяной гробницы. Причиной этому стало произошедшее в 1978 году землетрясение. Благодаря сильным подземным толчкам корпус корабля выступил над поверхностью более чем на шесть метров! Остальные восемь остались во льду. В настоящее время Ноев ковчег гораздо легче обнаружить, чем несколько десятилетий назад. Подтверждением этого служат недавние сенсационные фотографии, сделанные американским спутником-шпионом. Об этих фотографиях долго ходили самые разные слухи. Их не публиковали, а доступ к ним имел лишь ограниченный круг лиц. Тогда несколько американских исследователей, опираясь на Закон о свободе информации от 1974 года, начали длительную переписку с Конгрессом США, с министерством обороны и даже с ЦРУ. В результате получился целый роман в письмах. Результат переписки, целью которой было получить сделанные спутником фотографии, оказался несколько обескураживающим. ЦРУ вежливо и витиевато отказало, конгресс только разводил руками - мол, знать ничего не знаем. А когда правозащитники "поднажали", пригрозив скандалом, отдел разведки министерства обороны все-таки прислал несколько фотографий с "аномалией на склоне Арарата". Она была сделана в 1949 году американским разведывательным самолетом, завершавшим свою миссию над территорией бывшего СССР и возвращавшимся на турецкую авиабазу. Другой снимок сделали над тем же местом турецкие ВВС в 1987 году. В правительственном конверте, кроме них, лежало официальное заключение экспертов: "Координаты аномалии: 3942'10" С 044 16'130" В. Высота над уровнем моря - около 4000 метров. Горизонтальное расстояние до вершины - 2200 метров. Аномалия расположена на краю ледника, покрывающего вершину Арарата. Возможно, это слежавшийся в плотную массу снег со льдом. Более подробный анализ строения аномалии не представляется возможным. Не представляется также возможным для американского правительства предоставить свежие спутниковые фотографии "аномалии" на горе Арарат". 11 июля 1989 года неутомимый искатель Ноева ковчега итальянец Анджело Палего поднялся на гору Арарат и наткнулся на высоте 4300 метров на глубокие трещины во льду, образующие правильный прямоугольник размерами 100 х 26 метров. По убеждению итальянца, это и есть легендарный Ноев ковчег. { м.б. 1 локоть Ноя = 26 / 30 = 87 сантиметрам; рост = 3.5 метрам} В ноябре 1997 года газета "Вашингтон пост" опубликовала свидетельства работников ЦРУ, своими глазами видевших четкие снимки Ноева ковчега, сделанные спутниками-шпионами. Один крупный чиновник этого ведомства, фамилия которого в статье не сообщается, дал описание снимков: "Когда в лаборатории сделали увеличение, специалисты были поражены. На фотографии отчетливо виднелись три большие изогнутые балки. Они напоминали часть корпуса деревянного судна, обшивка которого повалилась внутрь". Журналисты из "Вашингтон пост" утверждают, что ЦРУ и министерство обороны располагают детальными изображениями "аномалии на Арарате", полученными спутниками-шпионами. Но, как заявили представители этих ведомств, любая информация разведывательного характера не подлежит разглашению.