24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
"Ходить перед Богом" - быть праведным. Это выражение неоднократно встречается в Библии и указывает на высокий нравственный уровень человека, как бы постоянно очами веры видевшего перед собою Бога и стремящегося согласовать всю свою жизнь с Его повелениями. "Взял его" (евр "лаках", употр. и в 4 Цар 2:1-11, в рассказе о взятии Илии на небо). По учению ВЗ, человек после смерти пребывал в шеоле, области, лишенной света и радости. Но для некоторых людей могло быть сделано еще до пришествия Христа исключение из этого правила, напр, Енох и Илия были чудесно вознесены в горний мир. Подобная же участь уготована верующим во Христа, которые будут современниками Его второго пришествия (1 Кор 15:20-23; 2 Кор 5:4; 1 Фес 4:15-17).
И не стало его, потому что Бог взял его. «И не обреташеся» (LXX, славян.) — Енох, т. е. он не абсолютно уничтожился, а таинственно исчез из среды людей. Уже это одно отступление библейского автора от обычного у него образа выражения о смерти патриархов показывает, что конец земной жизни Еноха не походил на смерть остальных патриархов, не был, следовательно, обычным. Дальнейшие слова текста «потому что Бог взял его» и раскрывают именно эту самую мысль, хотя быть может тоже недостаточно подробно и ясно, обращаясь за выяснением этой фразы к библейским параллелям, мы находим, что они буквально повторены еще раз относительно пророка Илии (4 Цар 2 гл.), из истории которого положительно известно, что он чудесным образом был взят живым на небо. То же самое, по толкованию ап. Павла, произошло еще раньше с Енохом (Евр 11:5; ср. Сир 49:16). Посему-то, вероятно, и в Св. Писании Илия и Енох выставляются вместе, в качестве предтеч страшного второго пришествия Господа на землю (Откр 11, ср. Мф 17; Мк 9; Лк 9). Такое понимание кончины Еноха вполне, наконец, отвечает и контексту, где эта кончина выставляется наградой праведнику за его благочестие; так как смерть есть «оброк греха» (Рим 6:23), а Енох своим «хождением пред Богом» достаточно искупил свою вину, то он и переселяется в загробную жизнь, не видя истления плоти (Пс 15:10), которая подверглась мгновенному преобразованию по подобию того, что ожидает, согласно обетованию апостола, и тела верующих — современников второго славного пришествия Господня (1 Кор 15:20-23; 2 Кор 5:4; 1 Фес 4:17).
У древних евреев Енох почитался изобретателем письменности и основоположником математики и астрономии. Коран называл его почтительно "дриз", то есть "ученый". Енох, прямой потомок Адама и один из первых библейских патриархов, жил в "допотопные" времена, приходясь знаменитому Ною прадедушкой. Прожил Енох, по ветхозаветным меркам, недолго - 365 лет, но за этот отрезок времени узнал и увидел многое из того, что было неведомо прежде людям, а обретенные знания запоминал и записывал. Так появилась "Книга Еноха". Англичанин Брюс обнаружил ее в 1773 году в Эфиопии. Позже стали известны другие списки. Имеется и славянский текст книги. В записях Еноха особенно любопытен рассказ о том, как к нему явились два очень высоких человека, каких он, по его словам, никогда не видел на Земле. Они передали ему волю Бога: "Не бойся, не страшись. Сегодня ты вознесешься с нами на небо". После чего пришельцы взяли Еноха. На "небесах" Енох прошел некий курс обучения, познакомился с устройством Солнечной системы, изучил путь Солнца, узнал о вращении Луны. Через 60 дней Енох с учителями вернулся на Землю и, видимо, тогда оставил заметку о своих наставниках: "Это ангелы, которые спустились на землю и которые открыли людям то, что было тайным..." Известно, что ангелов было двести, они спустились с небес на вершину горы Хермон (в Ливане) и потому их назвали "падшими". На Земле ангелы вступили в связь с женщинами и, как заметил Енох, научили чад человеческих "совершению греха". Позже, конечно, появилось потомство. О том, какими были дети, рассказывает древний свиток: "Сын Еноха по имени Мафусал взял для своего сына Ламеха жену, и она зачала ему, и она родила сына. Его тело было белым как снег, и волосы его головы и тела были белыми, его глаза были прекрасны... Его отец Ламех убежал и появился перед отцом своим Мафусалой. И сказал ему: "Я произвел на свет ребенка, отличного (от других); он не такой, как люди, он похож на ребенка ангелов небесных; его природа совсем другая и он не такой, как мы". Интересно, что Енох в переводе с древне-еврейского означает "человечество". Это может иметь символический смысл - не там ли, "наверху", произошла "закладка" самых необходимых знаний для рода людского? В связи с последующим внеземным периодом жизни патриарха Еноха небезынтересна история, переданная в одной кавказской легенде о пребывании Моисея в раю. Бог просит Еноха показать Моисею "Сокровище и райский сад", на что тот резонно отвечает: "Бог, я огненный, а он плоть; как же можно совместить огненный дух с плотью?" Тогда по приказу "сверху" Моисея обращают в "дух бесплотный, сажают на огненную лошадь и возносят на небо". После путешествия, длившегося более 30 миллионов лет, Бог приказал Еноху "взять Моисея обратно на Землю и из духа обратить в плоть человека".
25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
Мафусал... родил Ламеха. Из генеалогии каинитов нам уже известно, что имя «Ламех» значит «свирепый человек, муж войны и разрушения». Трудно только с точностью определить, как мысль сифитов символизируется таким, по-видимому, неподходящим для них именем. Всего вероятнее, что в нем должно усматривать след воинственного и боговраждебного духа каинитов, начавшего с этой генерации заметно сильно ощущаться и в среде сифитов.
26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.
27 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.
Повторяющаяся смерть - не единственная приметная особенность в этом "Родословии Адама". Читатель отметит необычайно большую продолжительность жизни патриархов, живших до Потопа. Из десяти патриархов семеро прожили более 900 лет (восьмой не дожил пяти лет). Из поколения в поколение ледяная рука смерти прикасалась к потомкам Адама, но не ранее чем они передавали дар жизни своим детям. Большая продолжительность жизни свидетельствует о великой жизненной силе человечества в начале мира.
Эти жившие до Потопа патриархи передавали своим потомкам также и жизнь другого рода. В каждом поколении Бог призывал людей, передававших далее Его благодатное обещание о Спасителе. Преданные Богу отцы и матери заботились о том, чтобы их дети слышали обещание о Семени женщины, которое поразит сатанинскую силу и освободит его рабов.
Что можно сказать о необычайно большой продолжительности жизни патриархов, перечисленных в этой главе? Тот факт, что сразу же после Потопа средняя продолжительность жизни резко упала, подтолкнул многих к выводу, что, вероятно, на земле перед Потопом климатические условия были более благоприятными, более способствующими долголетию, может быть земля вращалась быстрее (гипотеза Александра Шибаева). Жили ли люди дольше в те времена еще и потому, что раковая опухоль греха не успела за такое короткое время сделать свое грязное дело? Мы можем размышлять об этом, но у нас нет точной информации, чтобы сказать: "Да". Мы можем быть уверены, что Бог использовал этих верных долгожителей, потомков Сифа, чтобы обуздать поток зла, грозивший поглотить мир, сохранить и донести Свое Слово до наших дней.
Первое из двух значительных отклонений от установленной схемы в этом родословии описано в стихах 21-24, в случае с патриархом Енохом. В его краткой биографии дважды сказано, что "ходил Енох пред Богом". В мире, который становился все более нечестивым, Енох не просто верил в Божье обещание о Спасителе, но вера его была действенной. Апостол Иуда рассказывает нам, что Енох предупреждал своих современников о Божьем наказании для неверующих (Иуда 14,15). Перечисленные в этой главе потомки Адама делали все возможное, чтобы сдержать поток зла.
Бог вознаградил веру этого набожного человека поразительным образом: "И не стало его (Еноха), потому что Бог взял его". Енох принадлежал к людям сильной веры, о которых сказано в Послании к Евреям: "Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу" (Евр. 11:5,6).
Здесь имеет место серьезное доказательство того, что уже во времена Ветхого Завета люди знали - после смерти существует иная жизнь. Бог, взяв Еноха (как Он через сотни лет взял верного пророка Илию), конечно же укрепил веру ветхозаветных святых в воскресение тела и в жизнь вечную.
Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет. Это — самый долговечный из всех десяти допотопных патриархов (а вместе — и всех исторически известных людей), лета или век которого вошли у нас в пословицу (лета, век Мафусала).