Внесу и я свои пять копеек в беседу; не взыщите и простите мое неразумие.
В мире много идолопоклонства, в том числе и среди тех людей, которые считают себя христианами.
Но если говорить об иконах, то надо рассмотреть, на каком основании можно было бы их приравнять к идолам.
Сравним: те, кто поклонялись Артемиде Эфесской, к кому относили свое поклонение, на кого выражали надежду?
Конечно, на Артемиду.
Те же, кто истинно почитает икону Иисуса Христа, к кому относят это почитание и на кого выражают надежду? На Сына Божия, Спасителя мира. (Ложное почитание икон, разумеется, тоже возможно, а в наши дни весьма распространено).
Св. Василий Великий сформулировал это так: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.
В Ветхом Завете подобное было невозможно, так как Сын Божий еще не воплотился. Однако изображения херувимов находились в святая святых Скинии (позднее - в Храме), у Ковчега Завета, так что всё собрание верных поклонялось, обратившись к Ковчегу и херувимам, которые были изображены и на завесе.
"Сень бо имый закон грядущих благ, а не самый образ вещей" (Евр. 10:1): в Ветхом Завете были тени и прообразы, в Новом - явились образы, видимые в веществе, а в будущем веке Истину увидим "лицом к лицу" (1 Кор. 4,1) и никаких дополнительных вещественных пособий будет уже не нужно.
Истинное почитание образа Спасителя выражает веру в истинное, не призрачное воплощение Бога, веру в то, что Сын Человеческий, Которого видели и осязали Апостолы, есть Сын Божий и Бог, невидимый по Своему Божеству, но видимый по человеческой природе.
И во время земной жизни Христа многие припадали к Его ногам, а кто-то омыл их слезами и помазал миром, как вы все знаете. И этим они выражали упование не на человеческую природу, видимую и осязаемую, но на Богочеловека. И кровоточивая, прикоснувшаяся к краю ризы Господней, получила исцеление, потому что прикоснулась с истинной верой. Это есть поклонение духом и истиной, выраженное вещественно и видимо, но обращенное к Невидимому Богу, пришедшему во плоти.
Подобным образом даже тень Апостола Петра исцеляла болящих (Деян. 5:15) - тень, образовавшаяся всего лишь от тела человека; но человека, на котором сбылись слова "вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие" (2 Кор. 6:16).
Здесь еще возникал вопрос, как можно узнать на иконе Христа, если и Апостолы по воскресении Его не узнавали.
Икона имеет некоторые черты, по которым узнается, Кто изображен на ней; и свидетельствуется надписанием Имени Изображенного. В этом смысле икона не похожа на портрет; в портрете главное - правильно нарисовать преходящие черты внешности, а в иконе - правильно направить смотрящего, возвести его мысль к Изображенному.
Не хочу слишком много об этом писать; ведь подвижники благочестия, с которыми я не могу равняться, написали гораздо лучше и точнее исследовали этот вопрос, а также и претерпели многие мучения ради истин, которые защищали. Достаточно вспомнить Иоанна Дамаскина.
Я понимаю, что он не для всех авторитет; упоминаю о нем к тому, что не стоит полагать, будто мы первые додумались до аргументов, которым на самом-то деле уже сотни лет.