Наше понимание Библии

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Глава 3

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
Характерный для древнееврейского языка порядок слов в предложении здесь нарушен. Автор Бытия хочет подчеркнуть, что субъектом действия является новый персонаж, змей. Поскольку змей - одно из Божьих творений, его хитрость не следует рассматривать как дурное качество. Сатана выбрал это умное существо, чтобы использовать его в качестве инструмента для вбивания клина между Богом и Его детьми.
"И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог?" Кто говорит здесь? У змей нет голосовых связок. Обращаясь к Своим противникам иудеям, Господь Иисус назвал ту злую силу, скрывавшуюся за змеем: "Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины... он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44). В Откровении 12:9 и 20:2 сатана также называется "древним змием".
"Подлинно ли сказал Бог?" Этот вопрос звучит довольно невинно, не правда ли? "Ева, ты уверена, что поняла все правильно?" Возможно ли, чтобы любящий Бог отказывал Своим высшим творениям в удовольствии есть любые плоды в саду? Однако вопрос сатаны не был так прост. Цель его - посеять в Еве сомнение, точно ли так сказал Бог, а также сомнение в справедливости этого запрета.
Первое, что мы замечаем в сатане, - он действует скрытно. Он притворяется заинтересованным в благополучии Евы. Он не сказал ей (и не говорит нам): "Идите ко мне, я научу вас грешить". Нет, он говорит: "Позвольте мне помочь вам стать счастливее и жить интереснее. Конечно, Бог хочет вашего счастья, но зачем он посадил это прекрасное дерево в саду, если вам нельзя есть его плодов? Бог не хочет, чтобы вы наслаждались жизнью в полной мере. Он совсем другой, чем вы о нем думаете!"
Нарушить Завет с Богом человека подстрекает существо, названное змеем. Дабы исключить возможность толкования этого образа как независимого от Бога злого начала, священный писатель прямо указывает, что змей был созданием Божиим. Действуя как "орудие" диавола, он побуждает женщину усомниться в благости и справедливости Бога.
Змей. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, например по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости (Мф 10:16) и по наложенному на него наказанию — ползания по земле (14) — он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования (14) — все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, например, это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем 2:24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Златоуст). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Св. Писания, в которых диавол называется «человекоубийцею искони» (Ин 8:44), первовиновником на земле зла (1 Ин 3:8; Прем 2:24) и даже прямо «древним змием» (Откр 12:9-10).
И сказал змей жене. Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду (1 Тим 2:14; 1 Петр 3:7), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо.
Не ешьте ни от какого дерева. Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Виновнику.
Понятно, что змей был необычным, хотя бы по той простой причине, что змей умел говорить и обладал такими умом и хитростью, что даже обманул совершенных людей. Кто же скрывался под змеиной шкурой? Откровение (12:9) даёт ответ: «и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною...».
Неужели сатана был в Едемском саду? - могут задаться вопросом некоторые. Да, в Иез.28:13-20 прямо сказано: « ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... всё искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе (змеиная шкура), от красоты твоей возгордилось сердце твоё...». Сатана в образе змея был невероятно красив.
Сознавая это, а также чувствуя себя превосходнее всех остальных ангелов и недостаточно оценённым, сатана восхотел власти. Он уже пытался несколько раз установить свое господство на небе, своей ложью ввергая в сомнение доверчивых ангелов. Но теперь появилась другая возможность. Всевышний создал человека с целью поклонения Ему. Сатана жаждал, чтобы кто-нибудь поклонялся ему, он хотел иметь такую же славу, как Всевышний. Но заставить Адама поклоняться ему было нереально. Когда была создана Ева, он понял, что и она поклоняться ему не будет, поскольку природа первых людей была божественной: они были детьми Бога. Он осознал, что, если бы люди были бы его детьми, то они бы поклонялись ему. И, таким образом, он смог бы отвоевать землю у Бога, так что и сам Бог стал бы завидовать ему. Нужен был наследник, и сатана приступил к исполнению своего гнусного плана.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Змея, в Едемском саду, не следует рассматривать как пресмыкающееся животное. Тварь, которую использовал сатана, вполне могла быть не только хитрой, но и прекрасной (м.б. он был с ногами). В ответе Евы мы видим самое начало грехопадения человечества. Ева не удивилась речи змея. Видимо люди понимали "язык" животных, т.к. они владычествовали над ними по первому завету с.м. гл.1:28-30. если нет, то Ева знала, что змеи не могут разговаривать. И ей следовало бы немедленно распознать присутствие здесь злого духа. Но в любом случае Ева стала обсуждать со змеем слова Бога и Его доброту. Намек на то, что Бог не заслуживает доверия, она должна была немедленно отвергнуть. Еве этот разговор дорого обойдется, ей придется заплатить за него чудовищную цену. Дьявол выбрал самое уязвимое звено в первой семье - Еву, Адама бы дьявол не совратил бы; Бог их вместе учил примерно 80 лет, то есть Адама Бог учил 230 лет, а Еву 80 лет. Эти цифры условны, счет годам жизни Адама начинается с этого момента, когда он становится смертным. Последовательность, основные этапы грехопадения - почерк дьявола - не изменились до наших дней :
  • привлечение внимания (реклама), начало сомнений;
  • ложь, искажение Божьего Слова;
  • возбуждение страсти, желания, гордости;
  • действие, грехопадение.
Прежде чем говорить об ответе Евы сатане, можно задать вопрос: "Какую вескую причину мог иметь Бог, чтобы допустить искушение Своего высшего творения? Если бы Он не позволил дьяволу искушать Еву, разве случилась бы тогда трагедия грехопадения?" Позволив Своему высшему творению подвергнуться искушению грехом, Бог дал ему еще одну возможность прославить Отца, в данном случае - сознательно выбрав добро там, где существовала возможность выбора зла.
Отвечая дьяволу, Ева сказала, что Бог им многое позволил ("плоды с дерев мы можем есть"), хотя существенным может быть то, что она опустила слово "всякий" ("от всякого дерева", - сказал Бог). И, повторив запрещение Бога, добавила: "Не прикасайтесь к ним". Некоторые видят в этих словах самовольное добавление к первоначальному повелению Божьему. Но также возможно, что Ева перефразировала Божье запрещение. Прикосновение к плоду стало бы прелюдией к его вкушению.
В ответе Евы обращает на себя внимание недостаточно точная формулировка ею божественной заповеди (ср. 2:16), именно, прибавка к ней слов: и не прикасайтесь к ним. В этом многие комментаторы усматривают как бы упрек Богу со стороны Евы за излишнюю суровость и трудность Его заповеди и глухое недовольство этим.
Чтобы вам не умереть. Случайный и внешний мотив для соблюдения заповеди (2:17) Ева поставляет здесь главным и даже единственным. «Из сего догадываться можно, — справедливо замечает и Филарет, — что мысль о строгости заповеди и о страхе смерти уже начинала затмевать в ней чистое чувствование любви и благоговения к Богу-Законодателю».
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
Первая ложь; Иисус Христос назвал дьявола отцом лжи.
Нет, не умрете. Справедливо усматривая из ответа Евы, что в послушании Богу она сдерживается не столько внутренними и нравственными мотивами, чем чисто внешним чувством страха перед смертью, диавол говорит уже чистую ложь: «нет, не умрете», т. е. ваши опасения лишиться жизни, основанные на божественной угрозе, совершенно неосновательны и напрасны.
"Будете как боги" - змей внушает Еве, что вкушение от древа может дать - независимо от Бога - некую власть над миром. Именно в этом грех прародителей, т. н. "первородный грех", и мы все причастны ему от рождения. Св. крещение смывает скверну первородного греха, но не уничтожает его последствия : поврежденности человеческой природы. Мы становимся причастны греху прародителей, когда отвергаем свою зависимость от Творца и высшим авторитетом, руководящим нашей жизнью, признаем одно лишь собственное "я". Человек, по словам Симеона Нового Богослова, "впал по внушению змея в гордость и, возмечтав быть богом... вкусил от древа" (Слово 1). Однако человек - не единственный виновник греха. Зло предшествует ему: весь мир во зле лежит (1 Ин 5:12-19). Человек может принять или отвергнуть зло, но он всегда в той или иной мере подпадает под его действие; об этом свидетельствует ап. Павел (Рим 5:12), противополагая соучастию всех людей в грехе Адама искупление всего человечества во Христе.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Сочетание слов "добро и зло" часто обозначает - "все", а не только нравственные категории (Быт 25:5; Быт 31:34; Быт 31:29; ср. 2 Цар 13:22; 2 Цар 14:17). Глагол же "познавать" нередко имеет смысл "уметь", "владеть", "обладать" (1 Цар 16:18; Иов 32:22; Ис 29:11) и прилагается к брачным отношениям (Быт 4:1).
Но знает Бог. Видя, что Ева ничего не возражает ему на новую, очевидную ложь (отрицание смерти), диавол употребляет грубую клевету на Бога, рисуя Его завистливым и хитрым тираном первых людей, грубо эксплуатирующим их наивную доверчивость, служащую основанием Его господства над ними.
Откроются глаза ваши. Отверзение очей — обычный библейский образ, служащий обозначением раскрытия способности умственного понимания и нравственной чуткости (Быт 21:19; Чис 21:31; 4 Цар 6:17,20; Пс 146:8; Ис 13:7; Деян 26:18).
Вы будете, как боги. В подлиннике последнее слово выражено термином — Элохим, Elohim, которое служит одним из употребительных имен самого Бога. Но так как, по филологическому своему составу, это множественная форма и значит собственно «силы», «власти», «начальство», то LXX и перевели ее дословно, т. е. множественным числом «боги». Однако правильнее было бы удержать обычное библейское употребление, т. е. перевести словом «Бог»; ибо, во-первых, первые люди еще не знали других богов, кроме единого истинного Бога, а во-вторых, только при таком переводе и выдерживается то противоположение между Богом и людьми, которое дано в тексте (знал «Бог», что вы будете, как боги). Намек на это дерзновенное стремление сравняться с Богом в познании дают нам и некоторые другие места Св. Писания (Ис 14:13-14; 1 Тим 3:1-7).
Добро и зло — здесь так же, как и раньше (2:9), берутся в смысле универсального познания, как бы крайнего его полюса.
"Вы будете, как боги" - дьявол указывал на многочисленных языческих богов, стремясь ложью увести людей от ТриЕдиного Бога; то есть, если бы Ева не поддалась грехопадению, то м.б. у ней возникли бы сомнения о Едином Боге.
Если до этого момента Ева полагала разговор безопасным, то последние слова сатаны, конечно, должны были показать ей, что это не так.
Сначала сатана отрицал реальность Божьего наказания, подвергая сомнению правдивость Бога.
Затем он поставил под вопрос Божью любовь. Божье запрещение он выставил в отвратительном свете. Он представил Бога, Даятеля всего доброго, бесконечно милостивого и щедрого, эгоистичным и завистливым. "Бог запретил вам есть плоды только потому, что Он знает - они дадут вам тайное знание, - знание о том, что вы можете жить без Бога. Ева, Бог не хочет, чтобы ты обнаружила огромные возможности, скрытые в твоем человеческом разуме. Вместо этого Он хочет, чтобы ты ничего не знала".
  1. либо Бог не запретил ей есть плоды,
  2. либо Он не любящий Бог, а лишь притворяется таким.
Вот главная ложь сатаны: "Бог и Его воля в действительности не являются благими. Бог с самого начала знал, что если люди вкусят этих плодов, они станут равными Ему, а Он этого не желает".
Бог был немыслимо щедр к Адаму и Еве, но одного Он им не дал - равенства с Собой. Они не были богами. Бог повелел им жить в подчинении Ему, а не наравне с Ним. Вот соблазн, которым дьявол искушал Еву, зная, что на земле нет ничего, что бы Господь уже не подарил Своим возлюбленным детям. Сатана посеял в сердце Евы два отравленных зерна.
  • Во-первых, он убедил ее не принимать слова Божьи слишком серьезно.
  • Во-вторых, он заставил ее усомниться в Божьей доброте.
На этом сатана прервал искушение и стал выжидать, когда яд подействует.
Большим упрощением было бы сказать, что грех Евы заключался в неповиновении. Ее грехом было неверие. Она отказалась верить тому, что Бог сказал о Себе. Она усомнилась в Его любви, предпочтя поверить в ложь сатаны.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает познание. Когда диаволу удалось не только уничтожить в Еве страх смерти, но и пробудить в ней честолюбивые помыслы широкого познания и высокого могущества (яко бози), то в душе ее, строго говоря, уже совершился процесс мысленного падения; оставалось только, чтобы это греховное настроение обнаружилось вовне, выразилось в преступном деянии. Тут на помощь искусителю пришло непосредственное впечатление от самого запрещенного древа, раздражающе повлиявшее на все ее чувства. В этом последнем, так картинно и глубоко-психологично изображенном в Библии, акте грехопадения Евы основательно находят все те три главных типа греха, которые ап. Иоанн (1 Ин 2:16) различает, как похоть плоти (хорошо для пищи), похоть очес (приятно для глаз) и гордость житейская (вожделенно, потому что дает знание).
И ела, и дала также мужу своему. Прельщенная соблазнительной речью диавола и окончательно отуманенная чувственным раздражением от древа, Ева срывает запрещенный плод и вкушает от него (2 Кор 11:3). Павши сама, она спешит приобщить к своему поступку и мужа, делая это, по мнению большинства толковников, без особенного злого умысла, так как яд греха еще не успел проникнуть в ее душу и отравить спокойствие совести.
И он ел. Если Еву в падении, до некоторой степени, извиняла ее сравнительная природная слабость, преувеличенно-формальное и чисто внешнее представление о заповеди, наконец, непосредственно-чувственное впечатление от древа, то Адам, получивший от самого Бога грозную заповедь и на самом себе испытавший столько проявлений божественной любви, не имел никаких смягчающих его вину обстоятельств, так что его грех есть чисто духовное преступление и тяжелее греха Евы (Рим 5:12,14; 1 Кор 15:21-22; 1 Тим 6:14).
Еве захотелось узнать то, что знает Бог. Она проявила нетерпение, не подождала мужа и не посоветовавшись с ним, приняла очень важное решение. Ева любила Адама, и дала ему яблоко, т.к. не хотела, чтобы он был глупее ее, передав разговор со змеем, и м.б. некоторые знания, которые она уже приобрела. Адам не хотел жить без Евы - он тоже любил ее, и съел яблоко. Он тоже проявил нетерпение, последовав за Евой и согрешив, вместо того, чтобы сначала обратиться за помощью к Отцу. Их нетерпение привело ко греху, что имело пагубные последствия для всех нас. Кроме того, мы получили в наследство от них склонность грешить, в том числе быть самонадеянными и нетерпеливыми. Второй этап - невинность кончился; человек сотворен невинным, помещен в идеальные условия, подвергся простейшему испытанию и был предупрежден о последствиях. Бог хотел видеть, будет ли Адам Ему повиноваться, когда Бог потребует от него незначительного лишения. Ева пала по гордости, она устремилась к познанию запретного, а Адам - умышленно, совершив самопожертвование впал в грех. Причина заключается в том, что Адам и Ева злоупотребили своей свободой воли, они решили стать независимыми от Бога, думая, что этим самым улучшат свою жизнь. Мы видим перемену, произошедшую во всей личности Евы. Пока она имела образ Божий, ей было известно все, чего хотел от нее Бог. Теперь же разум ее подсказал ей, что дерево пригодно для пищи и желанно, поскольку может сделать ее мудрой. Ее чувства тоже были введены в заблуждение - Ева более не находила радости в совершенном послушании слову Отца. Ее воля, которая ранее была в полном согласии с Божьей волей, теперь заставляла ее делать то, что запретил Бог, и предлагать мужу делать то же самое. Ева позволила сатанинскому искушению завладеть ее умом, сердцем и волей.
Мы отмечаем также, что при грехопадении оба, и Адам, и Ева, отвергли роли, возложенные на них Богом. Ева, сотворенная Богом как помощница мужчины, позволила себе действовать как глава семьи - духовный лидер, не меньше. Адам же, призванный быть духовным руководителем семьи, отказался от своей ведущей роли и послушал жену, а не Бога.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И открылись глаза. Таким образом, предсказание искусителя сбылось, — но вместо чувства довольства и радости падение произвело лишь ощутительную скорбь и беспокойство.
И узнали они, что наги. Поскольку раньше нагота служила синонимом детской невинности и чистоты первых людей (2:25), постольку теперь мучительное ощущение ее стало победным знаком чувственности и греха (Рим 6:12-14; 7:4,8; Кол 3:5). «Внешнее око, — по глубокомысленному выражению Оригена, — открылось после того, как закрылось духовное».
И сшили смоковные листья и сделали себе опоясания. Такова, по свидетельству Библии, была первая одежда человечества; и это стоит в полном согласии как с универсальной традицией древности, так и с историей человеческой культуры.
В евр. подлиннике игра слов. Люди думали, вкусив от древа, обрести мудрость ("арум"), а увидели, что они наги ("эрум"). Нагота символизирует в Библии человеческую немощь перед Богом: немощь твари и - в более глубоком смысле - немощь греховного состояния. Иными словами, человеку, надеявшемуся стать "как Бог", открылась лишь его немощь и рабство плоти. Этим и объясняется его стыд.
Перевод не точен. Не опоясания, а покрывала, плащи - своего рода простую одежду, чтобы быть похожими на Бога, как сказал змей. Это чисто детское подражание, можт быть без сексуального смысла. Но может быть они первый раз в своей жизни испытали стыд из-за того, что не одеты. Адам и Ева поняли, что теперь они не могут в полной мере контролировать свои сексуальные побуждения. Они уже не были способны управлять ими согласно Божьей воле и для Его славы. Поэтому они предприняли срочные, хотя и неэффективные попытки себя прикрыть.
Обещание сатаны Еве оказалось ложью. Ни она, ни Адам не уподобились Богу. Однако в другом отношении сатанинское слово сбылось. Их глаза открылись, это так, но не во благо им, как обещал сатана. Они теперь познали добро, как то, что они потеряли. И познали зло, как то, что овладело ими.
Поучительно отметить способ действия сатаны, когда тот искушал Еву, поскольку за тысячелетия его повадки не изменились. Его главная ложь все та же: "Бог не добрый. Он скрывает от вас то, на что вы, как личность, имеете право - например, право самому решать, что хорошо для вас". Он по-прежнему стремится перевернуть Божьи планы с ног на голову тем, что пытается играть роль Бога. Он манипулирует нами, а мы воображаем, будто ответственны за свои жизни, распоряжаемся своей судьбой и являемся капитанами своих душ.
Сатана по-прежнему нашептывает: "Нет, не умрете!" Он успел убедить многих, будто ада не существует, будто когда человек умирает, он просто перестает существовать. Если человек достаточно силен, чтобы противостоять этой лжи, сатана подкидывает ему другую, - будто Бог даст каждому после смерти второй шанс. Еще одной вариацией на тему: "Нет, не умрете" - является универсализм; согласно этой теории, все люди, в конечном счете, спасутся, и никто не будет осужден.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю. Очевидно, здесь идет речь об одном из тех богоявлений, которыми характеризуется первобытная эпоха — время особенной близости и непосредственных сношений Бога с человеком. Что касается самого характера этого богоявления, то, судя по описанию, оно имело доступный внешним чувствам, следовательно конкретный, характер, что подтверждается также и всем последующем контекстом. В этом же, наконец, утверждают нас и аналогичные сданным, другие выражения Библии (Лев 26:12; Втор 23:14-15; 2 Цар 5:24; 3 Цар 30:12; Исх 9:23; Иов 37:4-5; Пс 29:3 и др.).
Во время прохлады дня, или, по более близкому к подлиннику переводу, — «в Веянии, в вечере дня». Одни видят здесь указание на время богоявления — именно на вечернюю прохладу дня, другие — на образ его (Иов 38:1), т. е. на любвеобильную готовность Господа простить падших прародителей в случае их искреннего раскаяния.
И скрылся. Страх больной совести падших людей, утративших свою невинность и чистоту, настолько помрачил их умственные способности, что они думали было скрыться от Всевидящего и Вездесущего (Иер 21:24; Амос 9:3), ища в своем наивном ослеплении убежища от Него под листьями деревьев рая.
"Ходящего в раю" - Бога; Существо Духовное Он еще не вселялся в человеческую плоть. Плотью вместившей Дух Бога является Иисус Христос. Речь идет о каком-нибудь перемещении Духовного Существа. Однако м.б. это Иисус Христос.
"Что говоришь? Бог ходит? Неужели ноги припишешь Ему? Нет, не ходит Бог! Что же значат эти слова? Он хотел возбудить в них такое чувство близости, что и было на самом деле" (Свт. Иоанн Златоуст, Беседы на Бытие, 17, 1).
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Бог знал, что люди согрешили, но захотел испытать Адама
Адам, где ты? В этом вопросе отнюдь не обнаруживается неведение, а слышится лишь призыв божественной любви, обращенной к грешнику для его покаяния. По толкованию св. Амвросия, Бог спрашивает Адама не столько о том, в каком месте, сколько о том, в каком состоянии они находятся.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
Голос Твой я услышал..., и убоялся... потому что я наг. Вместо искреннего и чистосердечного раскаяния, Адам прибегает к ложным извинениям — самооправданию, чем, конечно, только усиливает тяжесть сей вины.
Чувство стыда, испытанное Адамом и Евой, было первым результатом их греховности. Будут и другие последствия. Это стало очевидно, когда Господь Бог вошел в сад. "Господь Бог" - какое уместное имя! Божественный Посетитель был, прежде всего, Господом, Богом Спасителем, Который из любви к Своим падшим созданиям разыскал их, проявив неизменную любовь. Но Посетивший Адама и Еву также был Богом Творцом, на чье величие покушались два высочайших Его творения, и Который пришел указать им на их вину.
Адам и Ева, согрешив и стыдясь этого, не шли к Богу, но Он пришел к ним. И что же сделали они, заслышав его шаги? "Скрылся Адам и жена его". Вторым следствием грехопадения был страх, - чувство, которого они прежде не испытывали. Но теперь у них была серьезная причина для боязни. Ранее сад был местом их радостного общения с Богом, а теперь они убежали от Бога и спрятались. Здесь, конечно, налицо признаки ужасающего состояния - они по-глупому вообразили, будто смогут сами защитить себя от наказания Божьего.
"Где ты?" - это зов, выражающий прежде всего любовь и заботу. Бог Спаситель движим желанием вернуть к Себе падших детей. Но это также и призыв строгого Судьи. Творец требовал ответа от восставших творений: "Что сделал ты, что должен прятаться?"
Ответ Адама: "Я... убоялся, потому что я наг, и скрылся" - был полуправдой. Ответ уклончивый и лживый, в нем видны мерзостные последствия греха.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил. Божественное милосердие неизреченно: как бы идя навстречу ложной стыдливости и греховной косности человека, Бог сам предположительно называет его вину; последнему оставалось только, подобно блудному сыну евангельской притчи, из глубины сокрушенного сердца воскликнуть: «согреших, Господи, и уже несть достоин нарещися сын твой!» Но человек, по действию греха, оказался неспособным этим непосредственным покаянием восстать от своего падения.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Жена, которую Ты мне дал. Вместо должного раскаяния Адам позволяет себе грубое самооправдание, в котором он дерзает даже как бы укорять самого Бога за дарование ему того, что прежде он считал желанным для себя благом (2:18,20).
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Змей обольстил меня. В ответе жены, хотя и не отрицается сам факт нарушения заповеди, но точно также слагается ответственность за него и переносится на другого. Это самооправдание падших прародителей — очень характерная черта всех упорных грешников, свидетельствующая об их нравственном огрубении. Сам факт прельщения жены змием удостоверяется в Св. Писании очень легко (2 Кор 11:3; 1 Тим 2:14).
Библия говорит: "Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха" (Прит. 28:13). Поэтому Бог продолжал вопрошать Адама, и вопросы Его, по мере того, как Он выводил этих двух дрожащих грешников на чистую воду, становились все более конкретными. "Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" Вместо признания своей вины, Адам решил перевалить ее на Еву и даже на самого Бога. Здесь, несомненно, мы видим еще одно последствие греха. Недостаток любви к Богу неизбежно выльется в недостаток любви к своему ближнему. Когда же свет Божественной справедливости пал на Еву, она попыталась перевалить вину на змея: "Змей обольстил меня, и я ела".
В ответе Евы мы замечаем кое-что еще, очевидно, опечалившее Бога. Оба - как Ева, так и Адам, сосредоточились на греховном проступке - вкушении плода. Бог же гораздо больше был обеспокоен греховными мыслями, породившими греховный поступок. Все-таки, грех начинается не в руке, но в сердце. Грех так же обманчив и по сей день - мы скорее обращаем внимание на его последствия, чем на дух, породивший их.
Читая эту трагическую историю, помните, что перед вами история вашей семьи. И вы, и я - сыновья и дочери Адама и Евы. От наших прародителей мы также научились любить самих себя и бороться за себя, даже если это означает спор с любящим Богом, Который пришел вернуть нас Себе, Своей семье и вечности.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Первое провозглашение Божьего замысла спасения

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
Падший, возгордившийся архангел, херувим осеняющий, самый красивый и нарядный принял образ змея, чтобы обмануть Еву. Бог закрепил за ним этот образ до окончания его времени, и сделал его материальным, определив ему в пищу прах т.е. материю. Возможно это левиафан, описанный в книге Иова; м.б. змеи раньше имели ноги.
И сказал Господь Бог змею... проклят ты перед всеми скотами. Так как в лице змия-искусителя соединялись, как мы видели, два отдельных существа — злой дух и естественный змий, то все это одновременно относится к ним обоим: к змию, как видимому орудию — прямо и непосредственно, к диаволу же, как его невидимому деятелю, — посредственно и путем аналогии. В частности, проклятие естественного змия, преимущественное по сравнению со всей остальной тварью, также подвергшейся работе истления (Рим 7:20), есть как бы справедливое возмездие за его раннейшее превосходство над нею (3:1).
Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змия на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло природное свойство; но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, — теперь же оно становится символом унижения и презрения (Втор 32:24; Мих 7:17) по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста — о снедении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змия, поскольку оно неизбежно ведет за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными ее нечистотами. В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Бог говорит, что "семя женщины" будет поражать змея в голову. Пророчество, что Спаситель должен прийти из женского семени, а не из мужского, как следовало бы из биологии. Перифраз : "И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и ее сыном. Он не забудет того, что причинил ты Ему в самом начале, и ты будешь подчиняться Ему в конце"; "И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время Царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой". В этом предсказании Бог говорит о многовековой вражде между "семенем женщины" - Спасителе и "семенем змея", то есть сыне дьявола и о победе, которую в конце концов одержит "семя женщины".
Жалкие попытки Адама и Евы оправдаться не заслуживали ответа со стороны Бога. И не получили его. Вместо этого Бог обратился к змею и проклял его. С этой поры змею придется передвигаться иначе, теперь он будет ползать "на чреве" своем.
Если вам кажется это несправедливым, вспомните, что Бог поступил так, чтобы преподнести урок Адаму и Еве, еще сгоравшим от стыда за свой первый грех. Необычный способ передвижения змея по земле призван постоянно напоминать им и нам, что сатана использовал его, пытаясь низвести человека - венец творения - до своего уровня. То, что змею предопределено ползать по земле, также символизирует поражение сатаны и его унижение. Адам и Ева слышали слова Божьи, обращенные к сатане, они должны были знать, что хотя сатана одержал маленькую победу, торжествовать он будет не вечно.
Затем Господь Бог, обращаясь к сатане, произнес еще более знаменательные слова, которыми Он возвестил новый замысел, полный великой любви к людям. Мартин Лютер сказал о стихах 3:15: "Эти стихи содержат все самое великое и достославное, что можно увидеть в Писании". Эти слова светили верующим древности, светят они и нам. Но слова, выражающие эти драгоценные истины, раскрывают их не в полной мере, заставляя верующих прежних времен и нынешних верующих задумываться над ними.
Бог возвестил о вражде на трех различных уровнях. Он сказал сатане: "И вражду положу между тобою и между женою". Между Евой и сатаной до этого была дружба. Она считала его своим другом, она верила в то, что он ей говорил. И если бы Бог не вмешался, Ева и все ее потомки постоянно бы жили с этим "другом". Божье обещание послать Спасителя для искупления падших грешников породило веру в сердце Евы, и дружба, которую она питала к сатане, теперь сменилась враждой. Какое великое благословение имеем мы, получив возможность смотреть на сатану как на своего врага!
Вражда, о которой сказал Бог, будет постоянной. Господь обещал, что она распространится на [духовных] потомков и сатаны - его "семя", и Евы - ее "семя". Бог предустановил продолжение вражды между последователями сатаны и потомками Евы, которые разделят ее неприязнь к нечистому и ее веру в Божью благодать. И это есть та вражда, которая существует между верующими Божьими детьми и неверующим миром вплоть до сегодняшнего дня.
Эта вражда будет наивысшей при жизни одного из потомков Евы, здесь обозначенного только как "ее семя". Бог предупредил сатану: "Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту".
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Пророчество достигает высшего напряжения, когда говорит о неприязни между сатаной и Христом. Именно на Него, одного из потомков Евы, направит сатана свою наисильнейшую злобу, свою вражду, понимая, как много поставлено на карту. "Ты будешь жалить его в пяту". Мы видим исполнение этого предсказания в самом начале жизни Спасителя, когда Его пытался убить Ирод. Мы видим еще одно проявление этого пророчества, когда непосредственно сразу после начала публичного служения Христа сатана искушал Его, чтобы Тот забыл о замыслах Своего Отца. И в ту скорбную пятницу, которую христиане называют "великой", сатана ужалил в пяту своего Врага с жестокостью, стоившей Спасителю жизни.
Но тщетны потуги сатаны против Потомка женщины, ибо Он поразит сатану в голову. Поражение головы означает смерть. Через женщину сатана ввел в мир грех и смерть, а через Потомка женщины Бог победит грех, смерть и сатану. "Для сего-то и явился сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола" (1 Иоан. 3:8).
Первое последствие грехопадения. Змей, т.е. диавол, проклят. Виновные прародители и их потомство лишаются близкого общения с Богом и становятся подвластными смерти. Однако змею не дано будет восторжествовать. Победителем явится благочестивое потомство жены. В "семени" (потомке) "жены" Отцы Церкви усматривали грядущего Искупителя. Поэтому Быт 3:15получило название Первоевангелия. Многие Отцы (напр, свв Иустин, Ириней, Киприан, Златоуст), основываясь на различных местах св. Писания (Ис 7:14; ср. Иер 31:22; Лк 2:7; Гал 4:4; Откр 12:13) считают, что данное указание относится не столько к Еве, сколько к той Великой Жене, которая, олицетворяя "вражду" к царству сатаны, послужила тайне воплощения Сына Божия, т.е. к Приснодеве Марии.
И вражду положу. Данный раздел — величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин 3:19-20; 7:7; 1 Ин 2:15), — эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр 12:7-9). «Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (разумеется, раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион). Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Св. Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения (Откр 12:13,17; Гал 4:4; Ис 7:14; Лк 2:7; Иер 31:22). Взамен погибельной дружбы жены со змием, между ними полагается спасительная вражда. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.
И между семенем твоим и семенем ее. Под семенем змия в ближайшем, буквальном смысле разумеется потомство естественного змия, т. е. все будущие особи этого рода, с которыми потомство жены, т. е. все вообще человечество, ведет исконную и ожесточенную войну; но в дальнейшем, определенном смысле путем этой аналогии символизируется потомство змия-искусителя, т. е. чада диавола по духу, которые на языке Св. Писания именуются то «порождениями ехидны» (Мф 3:7; 12:34; 23:33), «то плевелами на Божьей ниве» (Мф 13:38-40), то прямо «сынами погибели, противления, диавола» (Ин 8:44; Деян 13:10). Из среды этих чад диавола Св. Писание особенно выделяет одного «великого противника», «человека беззакония и сына погибели», т. е. антихриста (2 Фес 2:3). В полной параллели с этим устанавливается и толкование семени жены: под ним точно также, прежде всего, разумеется все ее потомство — весь человеческий род; в дальнейшем, определяемом контекстом речи, смысле под ним разумеются благочестивые представители человечества, энергично боровшиеся с царившим на земле злом; наконец, из среды этого последнего Св. Писание дает основание выделить одного Великого Потомка, рождаемого от жены (Гал 4:4; Быт 17:7 и 19), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием. — Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Св. Писания (Рим 16:20 и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту — все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог «всяческая во всех» (1 Кор 15:28; ср. Ин 12:32). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» местом, муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием — антихристом и поразит последнего на голову (2 Фес 2:8-9; Откр 20:10). Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлила даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства дьяволу.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Адамов Завет - второй завет

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Второе последствие грехопадения: ослабление телесной природы человека и нарушение гармонического отношения между полами и, следовательно, вообще между людьми.
Умножая умножу скорбь твою... в болезни будешь рожать детей. В этих словах изрекается наказание жене, состоящее в том, что чадородие, величайший акт земной жизни человека, бывший предметом особенного божественного благословения (1:26), превращается теперь в источник скорби и страданий. Впрочем, эти муки рождения не есть что-либо намеренно посылаемое теперь Богом в наказание жене, а составляют лишь естественное законное следствие общей дряблости физической природы падшего человека, утратившей вследствие падения нормальное равновесие духовных и физических сил и подпавшей болезням и смерти.
И к мужу твоему влечение твое. В этих словах еще яснее выражается весь трагизм положения жены: несмотря на то, что жена при рождении будет испытывать величайшие муки, соединенные с опасностью для самой своей жизни, она не только не будет отвращаться от супружеского общения со своим мужем — этим невольным источником ее страданий, но будет еще более и еще сильнее, чем прежде, искать его.
И он будет господствовать над тобою. Новая черта брачных отношений между мужем и женой, устанавливавшая факт полного господства первого над последней. Если и раньше жена, в качестве только помощницы мужа, ставилась в некоторую зависимость от него, то теперь, после того, как первая жена доказала неуменье пользоваться свободой, Бог определенным законом поставляет ее действие под верховный контроль мужа. Лучшей иллюстрацией этого служит вся история дохристианского мира, в особенности же древнего Востока с его униженно-рабским положением женщины. И только лишь в христианстве — религии искупления — жене снова возвращены ее утраченные в грехопадении права (Гал 3:28; Еф 5:25 и др.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
Адаму же сказал: за тo, что ты послушал голос жены твоей и ел. Приговор над последним виновником грехопадения — Адамом — предваряется выяснением его сугубой вины, именно указанием на то, как он, вместо отрезвляющего действия на жену, сам подпал ее соблазнительному влиянию.
Проклята и земля. Лучшее объяснение этого факта мы находим в самом же Св. Писании, именно у пророка Исаии, где читаем: «земля-бо беззаконие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша завет вечный. Сего ради проклятие пояст землю, яко согрешиша живущии на ней» (Ис 24:5-6). Следовательно, в этих словах дано лишь частное выражение общебиблейской мысли о тесной связи судьбы человека с жизнью всей природы (Иов 5:7; Еккл 1:2,3; 2:23; Рим 8:20). По отношению к земле это божественное проклятие выразилось в оскудении ее производительной силы, что в свою очередь сильнее всего отзывается на человеке, так как обрекает его на тяжелый, упорный труд для насущного пропитания.
Наказание за непослушание; Адамов Завет - второй завет из восьми, обуславливает жизнь павшего человека. Эти условия остаются до периода Царства
  • перемены в судьбе женщины, м.б. и в организме;
  • павшему человеку, который в Едемском саду жил без труда, теперь пришлось одолевать неохотно поддающуюся возделыванию неплодородную землю;
  • жизнь стала скорбной;
  • неизбежной стала физическая смерть.
Бог видит, что землю надо будет переделать, т.к. люди не зная законов природы неминуемо загадят землю, что мы и видим. Люди стали самоучками, самостоятельно открывают законы природы, совершая ошибки. Человек перестает быть совершенным - теперь у него вздорный, греховный дух смятения, который хочет все изменить, не понимая законов реального мира. Ева знала слово "беременность", м.б. дети уже были у них, и рожала детей Ева безболезненно, выполняя завет Бога - плодитесь и размножайтесь.
Библия рассказывает, что сразу после того, как Адам и Ева съели запретный плод, глаза их открылись, они увидели, что наги и сшили себе опоясания. Они не прикрыли свои рты, потому что съели что-то нечистое. Нет, они прикрыли части тела, которые участвовали в грехе, а именно: их половые органы. Когда Бог узнаёт о грехе, Он, проклиная змея, говорит: «и вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем её...». А обращаясь к Еве, говорит: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей» ..Видите, Ева и змей судятся Богом за грех, и речь идёт о семени и о беременности. Что же ставится в вину Адаму? «..за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева...».
Грех Адама и грех Евы не однозначен. «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление»(1Тим.2:14). Павел говорит (2Кор.11:2-3): «..я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою, но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе..». Напрашивается вывод: Ева стала не чистой девой (т.е. женщиной, познавшей половую близость) до того, как познала своего мужа Адама.
Но почему в Библии прямо не говорится о грехопадении Евы? Во-первых, в Библии часто используется аллегория. Так, вдумайтесь в следующее изречение: « Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтёрла рот свой, и говорит: «Я ничего худого не сделала» (Прит.30:20). Не о запретном ли плоде идёт речь? А во-вторых: с помощью аллегории Бог скрыл от людей до последнего времени, что, когда в Библии говорится о «сынах Царствия» и «сынах лукавого» (Матф.13:38), об «отце дьяволе» (Иоан.8:44), о «детях Божиих» и «детях дьявола» (1Иоан 3:9) и пр. речь идет не только о моральных душевных установках, но и о реальной дьявольской генеалогии, кровной линии сатаны.
Итак, грех был совершён. Ева была соблазнена сатаной, и семя его было в ней, когда Бог говорил о вражде между сатанинским семенем и семенем человеческим. Что же произошло дальше? «Ева родила Каина и сказала: приобрела я человека от Господа» (Ева была убеждена, что сатана был богом!).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
Человек был травоядный.
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
Человек обязан трудиться ибо он трудится прежде всего для Бога. "Хлеб" - употреблен в смысле - все виды пищи.
Господь Бог объявил Свой долгосрочный план наказания старого злобного врага. Но Небесному Отцу теперь приходится иметь дело с детьми, которые усомнились в Его любви, стали непослушны Ему, попытались спрятаться от Него и даже Его обмануть. Бог обратился к ним, чтобы объявить о наказании обоих - и Адама, и Евы.
Христианское учение последовательно отличает человеческое страдание, которое Бог допускает, гневаясь на того, кто осквернил Его величие, - от страдания, которое Бог допускает по любви, для исправления.
Бог сначала обратился к Еве. Именно она первая поверила лжи, будто, следуя за сатаной, она будет благословлена. Каждый раз, когда Ева или одна из ее дочерей будут рожать ребенка, боль послужит ей напоминанием, что вместо радости грех приносит печаль и страдание.
В своем падении Ева предпочла действовать независимо от мужа. Она присвоила роль лидера в семье. И потому Бог напомнил ей, что порядок, установленный им при сотворении, сохраняется и будет действовать далее: "К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". Хотя грех и эгоизм вошли в отношения жены с мужем, все же грех не изменил первоначального Божьего замысла относительно главенства в семье. Новый Завет вновь подтверждает это и призывает христианских жен находить радость и удовольствие в принятии роли, отведенной им Богом (1Тим. 2:11-15).
Господь Бог затем обратился к Адаму и наказал согласно его проступку. Вы помните, что он уступил Еве свою супружескую роль главы. За то, что он подчинился жене, вместо того, чтобы с любовью вести ее за собой, и, нарушая Божье повеление не есть запретный плод, ел его, земля (которая до этого времени была ему полностью послушна) не будет подчиняться ему. Чтобы напоминать Адаму о его грехе и помогать ему в ежедневной борьбе со своей греховной натурой, Творец проклял землю. Адам (и его дети в последующих поколениях) будут переносить невзгоды и лишения, обрабатывая землю и добывая себе пропитание.
Бог дал Адаму владычество над Своим творением, чтобы тот защищал и сохранял сотворенное Господом. Адам так и поступал, пока имел образ Божий. Но в Адаме произошла ужасная перемена, - он утратил образ Божий и вместо него обрел образ греховный. Вы помните, как Адам пытался спрятаться от Бога, как он лгал Богу, как старался использовать жену ради своей выгоды, сваливая на нее свою вину. Те же проявления греховной натуры мы видим в человеке и сегодня. Божьи творения, поставленные Богом править сотворенным миром подобно Ему, извлекают из этого выгоду для себя и эксплуатируют творение. В наш словарь вошли слова, выражающие отвратительные понятия - смог, кислотный дождь, вымирающие виды, аборт, загрязнение среды. Понятно, почему Бог не хотел, чтобы такие существа имели неограниченную власть над сотворенным миром.
Последним объявленным Адаму за грех наказанием было то, что его тело, в которое Творец вдохнул дыхание жизни, однажды превратится в прах, из которого и сотворено. Какие страшные слова для Адама! "Прах ты и в прах возвратишься". На основании этого серьезного заявления Господа мы понимаем, почему люди боятся смерти. Смерть - это то, чего не должно быть, нечто совершенно противоестественное, насильственное вторжение в благой замысел Божий.
Любящий Бог явил Адаму и Еве Свое удивительное милосердие. Он не только обличил их грех, но также объявил им Свой великий и благой план избавления их от греха, определив соответствующее наказание каждому из них для исправления. Какова же была их реакция?
Третье последствие грехопадения: природа перестает покоряться человеку. Труд теряет свой первоначальный радостный характер, становится тяжким и неблагодарным.
Терние и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб. В этих двух последних стихах дается более подробное раскрытие предшествующей мысли об оскудении земного плодородия и о тяжести и непроизводительности человеческого труда. Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и обрекается на скорби и страдания, как это гораздо яснее выражает славянский текст: «в печалях снеси тую вся дни живота своего» (ср. также Иов 5:7; 14:1; Ис 55:2; Еккл 1:13 и др.).
Доколе не возвратишься в землю. Ряд божественных наказаний заканчивается определением исполнения той угрозы, которая была возвещена на случай нарушения заповеди, т. е. провозглашением смерти. Этот закон разрушения и смерти, как видно из данного текста, а также и из ряда библейских параллелей (Пс 39:4,5; 103:29; 145:4; Иов 34:14-15; Еккл 12:7), касался только физической стороны природы человека, образованной из земли и возвращавшейся в свое первобытное состояние; на душу же человека, имеющую свой высочайший источник в Боге, он не распространялся (Еккл 12:7; Притч 14:32; Ис 57:2; Откр 12:20 и др.). Да и по отношению к физической природе человека смерть, если ее можно считать наказанием за грехопадение, то не столько в положительном, сколько в отрицательном смысле слова, т. е. не как введение чего-либо совершенно нового и несродного природе человека, а лишь как лишение, отнятие того, что составляло дар сверхъестественной благодати Божией, проводником и символом чего служило древо жизни, уничтожавшее действие физического разрушения в человеческом организме. В таком смысле следует понимать и известные библейские выражения, что «Бог смерти не сотворил» (Прем 1:13), что «Он создал (точнее — предназначил) человека для нетления» (Прем 2:13) и что смерть привнесена в мир грехом человека (Рим 5:12).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
И нарек Адам имя жене своей. До сих пор у нее, как видно из Писания, не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу словом «жена». Имя же, данное ей теперь, евр. Хавва, означает «жизнь», или, собственно, «производительница жизни» (Симмах). В том обстоятельстве, что даже в самый момент божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности божественного обетования о жене (и ее Семени), как восстановительнице жизни («Еве»), отцы Церкви справедливо видят доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию).
"Ева" (евр "Хавва", от глаг. "хайах" - жить). Здесь подчеркивается кровное единство рода человеческого (ср. Деян 17:26).
Адам поверил Богу, дав жене имя Ева переводимое как "жизнь". [Или "живая"]. Поверил пророчеству Быт.3:15, что придет Спаситель.
Конечно, давая это имя, Адам подразумевал не только то, что Ева будет рожать детей, - это едва ли стоило упоминания. Понятие "жизнь" часто употребляется в Писании для обозначения союза с Богом (мы иногда это называем "спасением"). Понятие "смерть", в свою очередь, означает отделение от Бога ("проклятие"). Поскольку Ева действительно стала матерью всего человечества, ее Потомком также является Тот, кто восстановит жизнь в самом полном смысле этого слова. Давая имя жене, Адам проявил свою веру в обещание, данное Богом.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
И сделал Господь Бог... одежды кожаные. В этой краткой библейской заметке, по мнению лучших экзегетов, дано молчаливое указание на божественное установление института жертвоприношений, чем прекрасно объясняется и связь контекста, через предположение чего восстановляется и самая связь текста: как в предыдущем стихе наречение первой жене собственного имени имело ближайшее отношение к мессианской идее, так и заклание жертвенных животных символизировало собою ту же самую идею; кожи же этих жертвенных животных Господь и указал человеку употреблять в качестве одежды. Такова, по данным Библии, равно как и культурной истории человечества, вторая стадия развития в градации человеческих одежд.
Бог по-прежнему любит их. Отклик на веру Адама
ОН проявляет любовь к Своим детям по-иному. Когда Адам и Ева ощутили первое жжение стыда из-за того, что не одеты (Быт.3:7), они предприняли поспешные, но неудовлетворительные попытки прикрыться фиговыми листьями. Одев их в более подходящую одежду, Бог усилил их чувство стыда, чтобы помочь им в борьбе с искушением.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Вот Адам стал как один из Нас. Было бы слишком грубо и недостойно Бога видеть в этих Его словах лишь одну простую иронию над несчастными падшими прародителями. Посему, более правы те, кто усматривает в них сильную антитезу одному из раннейших стихов данного повествования, где говорилось о льстивом обещании искусителя дать людям равенство с Богом (3:5). «Поелику, — замечает блаж. Феодорит, — диавол говорит: «будете, яко бози, видящие доброе и лукавое», преступившему же заповедь изречено смертное определение, то Бог всяческих изрек сие в укоризну, показывая лживость диавольского обещания». Таким образом, если здесь и есть некоторая ирония, то самих фактов, а не слов.
Указывается на составное Божье единство; один из Нас. От дерева жизни надо есть постоянно, чтобы жить вечно; Бог перекрывает к нему путь.
Лютер по этому поводу замечает: "Бог говорит здесь со святой иронией". После того как Адам и Ева съели запретный плод, они узнали на практике, что есть добро и что зло, но это знание было карикатурным по сравнению с тем знанием, которое Бог собирался им дать. Добро они познали теперь как то, что ими утеряно. Зло было для них теперь тем, что пронизывало все их существо, - внутренний враг, против которого им придется бороться даже после обретения веры.
Бог указывает, к чему привело человека нарушение Его заповеди: пожелав стать независимым, как Сам Бог, "знающий добро и зло", человек в действительности прервал связь с Источником жизни, поработился греху и смерти: бессмертие он мог черпать только из непосредственного благодатного богообщения, которого он сам себя лишил. "Чтобы он не простер руки своей" к древу жизни и "не стал жить вечно" - вечная жизнь без Бога не что иное как вечное адское мучение - смерть должна положить конец этой жизни. Итак, из любви к человеку, Бог изгоняет его из рая и преграждает путь к древу жизни. Испытания земной жизни будут только временными, они подготовят человека к принятию величайшего дара Божия (стт Быт 3:14-15), о котором св. Августин восклицает: "Счастливая вина (Адама), благодаря которой нам был дарован такой Искупитель".
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
III этап - совесть

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
Так как Адам вкусил плод дерева познания добра и зла его дух стал несовместим с Духом Святого Бога, дух Адама стал грешным, и поэтому Бог выслал людей из сада. Этот испорченный дух передается всем людям по наследству, неизвестным нам образом. Возможно, что духовная часть человеческого существа передается зародышу от отца, а материальная - телесная от матери. По мере роста ребенка его дух пополняется через общение с отцом, а тело растет из материала, поставляемого матерью. Может быть не от отца, а через отца от Бога - от Небесного Отца. Дух матери тоже может влиять на дух ребенка. Поэтому Бог может общаться с людьми ТОЛЬКО через Чистый, Святой Дух Иисуса Христа, который одновременно является и Сыном Человеческим. Через непослушание человек пришел к личному пониманию добра и зла, в результате этого знания пробудилась совесть. Это третий период. Человек мог обращаться к Богу только посредством жертвоприношения.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Заключением всей райской истории служит факт изгнания падших прародителей из рая, с целью, главным образом, лишить их возможности пользования плодами древа жизни.
И поставил... херувима и пламенный меч обращающийся. Чтобы окончательно преградить людям доступ в рай, Бог поставляет одного из небожителей — «херувимов», в качестве стражи при входе в рай, и кроме того — посылает особый небесный огонь, выходивший из недр земли и сверкавший наподобие блестящего клинка у вращаемого меча.
когда Бог изгнал Адама подразумевается Он изгнал всю семью м.б. с детьми; Без плодов дерева жизни тело стареет и наступит смерть - разделение духа с телом. Так как дух вечен, необходимо иметь хранилище для духовных частей людей. Едемский рай не уничтожен, м.б. для памяти людей о первом грехе, м.б. это место было необходимо для природных циклов, мы помним что из него выходила река. После Потопа его не стало.
Еще одна вещь, которую предстояло Богу сделать, поступив так из любви. Мы иногда говорим: "Тяжко, но необходимо". Ему пришлось изгнать двух людей из их сада-дома. Моисей употребляет два усилительных глагола для описания действий Бога, подчеркивая, что Адам и Ева не хотели уходить, но были принуждены к тому. Бог не желал, чтобы, запятнанные грехом, они ели от дерева жизни, ибо тогда они были обречены жить в таком состоянии вечно, и посему Он изгнал их из рая. Бог не хотел, чтобы они жили вечно, ибо тела их поражены грехом, как у тех, кто проклят и находится в аду - это сделало бы великий возрождающий труд Христа невозможным.
Чтобы пресечь любые попытки Адама и Евы вновь войти в свой сад-дом, Бог поставил у входа Херувима с пламенным мечом. Поступая так, Бог объявлял, что жизнь является теперь не вечным раем, а скорее временем благодати, отрезком времени, который Бог дарует нам, чтобы мы во Иисусе Христе нашли путь назад, к Богу. Последняя Книга Библии обещает нам, что когда однажды мы будем наслаждаться совершенным общением с Богом на небесах, мы станем "вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Откр.2:7).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Два разделения в человеческой семье

Многим людям прегрешение Адама и Евы в Едемском саду не кажется таким уж чудовищным проступком. Вероятно, лучший ответ на это следующий: "Взгляните на последствия!" Глава четвертая Книги Бытие является наглядным подтверждением справедливости слов святого Павла: "Посему как одним человеком (через одного человека) грех вошел в мир, и грехом (через грех) смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме) все согрешили" (Рим. 5:12).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Глава 4

Священнописатель дает нам общее представление о состоянии мира после грехопадения : начинается борьба людей между собой, однако у этих людей сохраняется возвышенное понятие о Боге, о Его справедливости и милосердии. Некоторые толкователи рассматривают первых людей как отдельных индивидуумов, другие считают, что они олицетворяют целые поколения и племена, что в большей мере согласуется с Быт 4:14: "всякий, кто встретится со мною, убьет меня".
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
Ликование первой женщины, ставшей матерью, игра слов: приобретать ("кана"), имя первородного ("Каин").
Адам познал Еву, жену свою... и родила Каина. Вот первое по времени библейское известие о чадорождении, на основании чего многие склонны думать, что в раю не существовало общения и что оно возникло лишь со времени грехопадения в качестве одного из его следствий. Но такое мнение ошибочно, так как оно стоит в противоречии с божественным благословением о размножении, преподанном самим Богом первозданной чете еще при самом ее сотворении (1:26). Самое большее, что можно предположительно выводить отсюда, это то что райское состояние, вероятно, продолжалось очень недолго, так что первые люди, всегда поглощенные высшими духовными запросами, еще не имели времени отдать дань физической, низшей стороне своей природы.
И родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. Отсюда видно, что Ева смотрела на своего первенца-сына, как на дар от Бога, или как на наследие, полученное от Него; этим самым она, с одной стороны, исповедывала свою веру в Бога, нарушенную прослушанием грехопадения, с другой — выражала надежду на получение от Бога благословенного Потомка, имеющего сокрушить власть диавола.
Потомство Каина называется детьми человеческими. Ева поняла пророчество Быт.3:15, что оно исполнилось в Каине. И может быть воспитывала его, думая, что это Сам Бог. Ребенок - Каин зная об этом; и поэтому не смог перенести любви Бога к Авелю. Его вера полностью лишена какого бы то ни было понятия о грехе или потребности в искуплении своей вины.
 
Верх