Михаил Морозов
Пользователь
Глава 3
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
Характерный для древнееврейского языка порядок слов в предложении здесь нарушен. Автор Бытия хочет подчеркнуть, что субъектом действия является новый персонаж, змей. Поскольку змей - одно из Божьих творений, его хитрость не следует рассматривать как дурное качество. Сатана выбрал это умное существо, чтобы использовать его в качестве инструмента для вбивания клина между Богом и Его детьми.
"И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог?" Кто говорит здесь? У змей нет голосовых связок. Обращаясь к Своим противникам иудеям, Господь Иисус назвал ту злую силу, скрывавшуюся за змеем: "Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины... он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44). В Откровении 12:9 и 20:2 сатана также называется "древним змием".
"Подлинно ли сказал Бог?" Этот вопрос звучит довольно невинно, не правда ли? "Ева, ты уверена, что поняла все правильно?" Возможно ли, чтобы любящий Бог отказывал Своим высшим творениям в удовольствии есть любые плоды в саду? Однако вопрос сатаны не был так прост. Цель его - посеять в Еве сомнение, точно ли так сказал Бог, а также сомнение в справедливости этого запрета.
Первое, что мы замечаем в сатане, - он действует скрытно. Он притворяется заинтересованным в благополучии Евы. Он не сказал ей (и не говорит нам): "Идите ко мне, я научу вас грешить". Нет, он говорит: "Позвольте мне помочь вам стать счастливее и жить интереснее. Конечно, Бог хочет вашего счастья, но зачем он посадил это прекрасное дерево в саду, если вам нельзя есть его плодов? Бог не хочет, чтобы вы наслаждались жизнью в полной мере. Он совсем другой, чем вы о нем думаете!"
Нарушить Завет с Богом человека подстрекает существо, названное змеем. Дабы исключить возможность толкования этого образа как независимого от Бога злого начала, священный писатель прямо указывает, что змей был созданием Божиим. Действуя как "орудие" диавола, он побуждает женщину усомниться в благости и справедливости Бога.
Змей. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, например по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости (Мф 10:16) и по наложенному на него наказанию — ползания по земле (14) — он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования (14) — все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, например, это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем 2:24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Златоуст). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Св. Писания, в которых диавол называется «человекоубийцею искони» (Ин 8:44), первовиновником на земле зла (1 Ин 3:8; Прем 2:24) и даже прямо «древним змием» (Откр 12:9-10).
И сказал змей жене. Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду (1 Тим 2:14; 1 Петр 3:7), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо.
Не ешьте ни от какого дерева. Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Виновнику.
Понятно, что змей был необычным, хотя бы по той простой причине, что змей умел говорить и обладал такими умом и хитростью, что даже обманул совершенных людей. Кто же скрывался под змеиной шкурой? Откровение (12:9) даёт ответ: «и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною...».
Неужели сатана был в Едемском саду? - могут задаться вопросом некоторые. Да, в Иез.28:13-20 прямо сказано: « ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... всё искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе (змеиная шкура), от красоты твоей возгордилось сердце твоё...». Сатана в образе змея был невероятно красив.
Сознавая это, а также чувствуя себя превосходнее всех остальных ангелов и недостаточно оценённым, сатана восхотел власти. Он уже пытался несколько раз установить свое господство на небе, своей ложью ввергая в сомнение доверчивых ангелов. Но теперь появилась другая возможность. Всевышний создал человека с целью поклонения Ему. Сатана жаждал, чтобы кто-нибудь поклонялся ему, он хотел иметь такую же славу, как Всевышний. Но заставить Адама поклоняться ему было нереально. Когда была создана Ева, он понял, что и она поклоняться ему не будет, поскольку природа первых людей была божественной: они были детьми Бога. Он осознал, что, если бы люди были бы его детьми, то они бы поклонялись ему. И, таким образом, он смог бы отвоевать землю у Бога, так что и сам Бог стал бы завидовать ему. Нужен был наследник, и сатана приступил к исполнению своего гнусного плана.
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
Характерный для древнееврейского языка порядок слов в предложении здесь нарушен. Автор Бытия хочет подчеркнуть, что субъектом действия является новый персонаж, змей. Поскольку змей - одно из Божьих творений, его хитрость не следует рассматривать как дурное качество. Сатана выбрал это умное существо, чтобы использовать его в качестве инструмента для вбивания клина между Богом и Его детьми.
"И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог?" Кто говорит здесь? У змей нет голосовых связок. Обращаясь к Своим противникам иудеям, Господь Иисус назвал ту злую силу, скрывавшуюся за змеем: "Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины... он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44). В Откровении 12:9 и 20:2 сатана также называется "древним змием".
"Подлинно ли сказал Бог?" Этот вопрос звучит довольно невинно, не правда ли? "Ева, ты уверена, что поняла все правильно?" Возможно ли, чтобы любящий Бог отказывал Своим высшим творениям в удовольствии есть любые плоды в саду? Однако вопрос сатаны не был так прост. Цель его - посеять в Еве сомнение, точно ли так сказал Бог, а также сомнение в справедливости этого запрета.
Первое, что мы замечаем в сатане, - он действует скрытно. Он притворяется заинтересованным в благополучии Евы. Он не сказал ей (и не говорит нам): "Идите ко мне, я научу вас грешить". Нет, он говорит: "Позвольте мне помочь вам стать счастливее и жить интереснее. Конечно, Бог хочет вашего счастья, но зачем он посадил это прекрасное дерево в саду, если вам нельзя есть его плодов? Бог не хочет, чтобы вы наслаждались жизнью в полной мере. Он совсем другой, чем вы о нем думаете!"
Нарушить Завет с Богом человека подстрекает существо, названное змеем. Дабы исключить возможность толкования этого образа как независимого от Бога злого начала, священный писатель прямо указывает, что змей был созданием Божиим. Действуя как "орудие" диавола, он побуждает женщину усомниться в благости и справедливости Бога.
Змей. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, например по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости (Мф 10:16) и по наложенному на него наказанию — ползания по земле (14) — он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования (14) — все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, например, это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем 2:24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Златоуст). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Св. Писания, в которых диавол называется «человекоубийцею искони» (Ин 8:44), первовиновником на земле зла (1 Ин 3:8; Прем 2:24) и даже прямо «древним змием» (Откр 12:9-10).
И сказал змей жене. Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду (1 Тим 2:14; 1 Петр 3:7), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо.
Не ешьте ни от какого дерева. Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Виновнику.
Понятно, что змей был необычным, хотя бы по той простой причине, что змей умел говорить и обладал такими умом и хитростью, что даже обманул совершенных людей. Кто же скрывался под змеиной шкурой? Откровение (12:9) даёт ответ: «и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною...».
Неужели сатана был в Едемском саду? - могут задаться вопросом некоторые. Да, в Иез.28:13-20 прямо сказано: « ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... всё искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе (змеиная шкура), от красоты твоей возгордилось сердце твоё...». Сатана в образе змея был невероятно красив.
Сознавая это, а также чувствуя себя превосходнее всех остальных ангелов и недостаточно оценённым, сатана восхотел власти. Он уже пытался несколько раз установить свое господство на небе, своей ложью ввергая в сомнение доверчивых ангелов. Но теперь появилась другая возможность. Всевышний создал человека с целью поклонения Ему. Сатана жаждал, чтобы кто-нибудь поклонялся ему, он хотел иметь такую же славу, как Всевышний. Но заставить Адама поклоняться ему было нереально. Когда была создана Ева, он понял, что и она поклоняться ему не будет, поскольку природа первых людей была божественной: они были детьми Бога. Он осознал, что, если бы люди были бы его детьми, то они бы поклонялись ему. И, таким образом, он смог бы отвоевать землю у Бога, так что и сам Бог стал бы завидовать ему. Нужен был наследник, и сатана приступил к исполнению своего гнусного плана.