3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
И благословил Бог седьмой день. «Когда день благословляется, — говорит м. Филарет, — тогда он поставляется причастным особого некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени», разумеется, добавим мы от себя, в силу важности и знаменательности соединенного с ним воспоминания.
И освятил его. Первое значение стоящего здесь в подлиннике евр. глагола заключает в себе мысль «об отделении» для какого-либо высшего предназначения и уже отсюда — об освящении, т. е. о назначении для святилища и Бога. В частности, освящение времен, по библейскому употреблению, есть назначение их для богослужения (4 Цар 10:20; Неем 8:9; Иона 1:14; 2:15-16 и др.). Это благословение и выделение седьмого дня, как дня благодарственно-радостного покоя, посвященного воспоминаю творения и прославления Творца, имело значение только для разумно-одаренных существ, т. е. людей, которые, вероятно, с этого времени начали соблюдение субботы, в подражание творческому покою Бога. Хотя, строго говоря, суббота характер определенной заповеди получила лишь в законодательстве Моисея (Исх 20:8; Втор 5:12), но существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории (доказат. см. в диссертации А. Покровского. Библейское учение о первой религии, с. 49-53).
Перед нами замечательные заключительные строфы описания Моисеем сотворения мира. К сожалению, в наших Библиях эти три строфы отделены от предыдущего текста и являются начальными стихами второй главы. Фактически же, они представляют собой эффектную концовку описания сотворения мира и по справедливости относятся к первой главе. Следует помнить, что деление на главы и стихи отсутствовало в Библии, дарованной по вдохновению Божьему святым людям, писавшим ее. Разделение на главы было произведено в XIII столетии Стефаном Лангтоном, архиепископом Кентерберийским.
Ранее уже отмечалось, что Моисей разделил всю Книгу Бытие на 10 частей, или историй, каждую из которых он предварил словами: "Вот родословие [происхождение, toledot]..." Первое из этих десяти "родословий" начинается в Быт.2:4: "Вот происхождение [toledot] неба и земли, при сотворении их". Этот стих, очевидно, совершенно уместен в начале второй главы, а все что предшествует ей - по праву относится к первой главе.
"Так совершены небо и земля и все воинство их". Вселенная теперь сотворена. Звезды и планеты, наполняющие все небо, движутся по орбитам. Земля покрыта деревьями и другой зеленью. Поверхность земли, как и окружающие ее воды и небеса, населяют большие и малые Божьи творения. И правят всем этим по Божьей воле совершенный мужчина и совершенная женщина. Бог также завершил творение всего, что невидимо невооруженным глазом, - например, мир атомов и молекул. Бог "изобрел" энергию - солнечную, электрическую, атомную. Интересно, что если освободить энергию, содержащуюся в листе бумаги, ее вполне хватит для пересечения океанским лайнером Атлантического океана. Установленные Богом при сотворении мира природные силы - например гравитация - действуют и поныне. Высшими из невидимых Божиих творений являются Ангелы, невидимые Божьи помощники. Моисей обозначает их одним словом - "воинство".
Если творческие деяния Божьи были завершены в первые шесть дней, то что же осталось для седьмого дня той недели? Моисей пишет об этом, используя три глагола.
"[Бог] почил [отдыхал] в день седьмый от всех дел Своих, которые делал". [Почити (церк.-слав.) - уснуть, успокоиться.] Поскольку Божье творение было совершенно и способно существовать самостоятельно, Бог прекратил процесс творения. Важно подчеркнуть при этом, что Бог вовсе не перестал трудиться. Произошло бы крушение вселенной, солнце перестало бы светить и два сердца перестали бы биться, если бы Бог прекратил Свою деятельность, перестал поддерживать то, что Он сотворил. Но процесс творения был завершен, и когда Бог оглядел все сотворенное Им, Он остался доволен. Седьмой день недели творения потому не был днем творческой активности Бога. Это "Великий день торжественного открытия вселенной".
"И благословил Бог седьмый день". Ничего более уже не надо было творить, и Бог сделал Свое совершенное творение источником великих благословений, - особенно для созданных Им людей.
Бог не только благословил этот день великого торжества, Он освятил его. Господь освятил седьмой день для человека. Поскольку Он нашел удовольствие в том, что соделал, - Его сыновья и дочери должны находить радость в своем милостивом Боге и в том, что сотворили Его руки. Вероятно по этой причине Моисей не заканчивает описание седьмого дня теми же словами, что и каждый из шести дней. Состояние счастливого покоя, обретаемое Божьими детьми в их Творце, Которого они привыкли называть "Отцом", - дело непреходящее.
Важно отметить, что в Книге Бытие 2:2,3 ничего не сказано о седьмом дне каждой недели. Моисей говорит только о седьмом дне, последовавшем за шестью днями творения. Понимать эти стихи так, будто каждый седьмой день недели является днем отдыха для всех людей, значит измышлять то, чего нет в Писании. Установление о субботе было впервые дано Израилю, когда народ достиг горы Синай на пути в Землю Обетованную (Исх.20:8-11).
Доверяющий Библии христианин будет высоко ценить первую главу Писания не только потому, что в ней говорится об истории вселенной, но и потому, что в ней сказано о Боге. Подобно тому, как наши отпечатки пальцев и наши следы дают о нас представление, - описание сотворенного Богом мира содержит важные сведения о Боге.
При сотворении мира не было ни очевидцев, ни репортеров, ни телевизионных камер. Был только Бог, потому что Он вечен. Если слово из Его уст может творить небесные тела и людей, то Бог всемогущ. Когда мы видим, как упорядоченна солнечная система или, например, человеческий организм, то поражаемся мудрости Творца. Размышляя о способности человека к деторождению, о его сексуальных особенностях, мы удивляемся мудрости Того, Кто замыслил все это. Прикасаясь к мягкой щечке ребенка или любуясь переливающимися красками заходящего солнца, мы видим, что наш Творец проявляет безграничную фантазию. Два высших творения Божьих были созданы по совершенному образу Божьему и имели все, необходимое для плодотворной и осмысленной жизни в качестве детей и помощников Божьих, - мы видим в этом проявление Божьей любви. Еще задолго до того, как мы подумали о Боге, Он уже думал о нас и готовил для нас Свои планы.
Нам следует помнить, что описание сотворения мира - не просто информация, включенная в Писание ради самой себя. В нем подчеркивается, что с самого начала Бог с любовью созидал для человека, венца Своего творения. Эта любовь проявилась еще до того, как дети Божьи ослушались своего любящего Небесного Отца. Эта любовь стала еще более очевидной после того, как они ослушались Бога и впали в грех.