Сразу оговоримся, что я высказываю только своё мнение, среди Христиан взгляды на отношение к ВЗ отличается, я могу ошибаться, но это моё мнение.
Божий закон идеален, и у государства есть свои законы. Противоречия тут нет.
Мне кажется если расматривать вопрос оскорблений родителей, то лучше посмотреть на описание данной проблемы в книге Второзакония, она детальнее раскрывает суть и причины/следствие.
Если у кого-нибудь сын упрямый и непокорный, который не слушается ни отца, ни матери и не повинуется им, хотя они и наказывают его, то пусть отец с матерью приведут его к старейшинам у ворот города. Они должны сказать старейшинам: «Наш сын упрям и непокорен, не слушает нас, только объедается и напивается». Тогда пусть все жители города забьют его камнями до смерти. Поступив так, вы отведете от себя зло, и все израильтяне услышат об этом и испугаются. (Книга Второзаконие 21:18-21)
Т.е. он не просто говорит "Мама, папа, вы – И ТУТ ПЛОХИЕ СЛОВА", но есть нечто большее чем это.
Если говорить про сегодняшние дни, то наверное существенным отличием, что на протяжении ВЗ мы видим, как Господь общается на прямую с Израилем посредствам своих пророков (в данном случае, через Моисея) и народ на прямую исполнял его повеление, действовал тем или иным образом. В сегодняшние дни, мы не видим подобных примеров (может только если Ватикан считать такой страной сегодня, и то не все согласятся.)
То есть Заветы и Законы сказанные Господом в Ветхом Завете выше светских законов государств?
Первый момент из Библии, когда не подчиняются власти:
Они опять велели ввести их и запретили им вообще говорить и учить во имя Иисуса.
Но Петр и Иоанн ответили им:
– Посудите сами, справедливо ли перед Богом подчиняться вам больше, чем Богу? Ведь не можем же мы молчать о том, что мы видели и слышали.
(Деяния св. Апостолов 4:18-20)
Второй момент, что читали вероятно из статьи (не уверен, но предположу, что он там описан):
Каждый человек должен подчиняться правящей власти, потому что нет власти, не установленной Богом. Все существующие власти установлены Богом. Следовательно, тот, кто восстает против власти, восстает против установленного Богом, и кто так поступает, тот сам на себя навлекает суд. Правители страшны не тем, кто делает добро, а тем, кто делает зло. Если хочешь жить без страха перед властью, делай добро и получишь от нее похвалу. Представитель власти на службе у Бога для твоего блага. Если же ты делаешь зло, то берегись, он не напрасно носит меч. Он – слуга Божий, орудие Его гнева на того, кто делает зло. Так что необходимо подчиняться власти не только из страха перед наказанием, но и по совести.
(Послание к Римлянам 13:1-5)
т.е. возможно выглядит противоречиво, но надо понимать, что пока у тебя не требуют, чего-либо, что противоречит постановлениям Бога, нужно исполнять, то, что говорит тот, кому наделена власть над тобой (на пример мы должны подчиняться родителям, или жены мужьям).
Если завтра скажут платить налоги 50% -- то, наверное многие пойдут на баррикады, но причин не платить – нет (греха в том, чтобы платить 50% нет, другой вопрос что на покушать может ничего не останется).
Но есть другая ситуация, если, завтра государство объявит геноцид граждан по национальному признаку, то это будет повелением совершать грех -- и тут естественно безумеем будет подчиняться власти в данном решении. Это как из примера про нацистов и евреев, когда к тебе в дом врываются немцы с автоматом и говорят "Евреи есть?", скажешь - нет, соврёшь -- грех, скажешь есть -- убьют еврея, а это ещё больший грех. И ты принимаешь решение взять в данном случае на себя такую ложь.
Может быть все Законы и Заповеди в Ветхом Завете даны только Израильскому народу и/или относятся только к тому времени?
Многие считают именно так, что всё сказанное в ВЗ если не было обновлено в НЗ, уже не действует.
Мне кажется надо смотреть на то, почему в НЗ сегодня не исполняется тот или иной закон (и в данном случае в том числе, об этом ниже).
В ВЗ многие вещи даны были по причине, что евреи только вышли из Египта, жили в среде где все повсеместно поклонялись идолам, были какие то проблемы обусловленные той ситуацей, и их решали тем или иным способом, были скажем запреты на употребление некоторых животных в пищу (если не ошибаюсь толкуют, что нельзя было есть ту или иную пищу обусловленно климатом, и санитарией того времени), но в НЗ читаем:
Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деяния св. Апостолов 15:19,20)
т.е. это минимальный минимум того, что мы должны соблюдать, про то, что все заповеди исходят к тому, что надо любить Бога и ближнего своего, я уже говорил. В других местах Павел, что видимые обряды сегодня не нужны, не нужно больше обрезывать младенцев, приносить животных в жертву за грех (Христос стал жертвенным агнцем).
Если возьмём 10 заповедей, то любую из них можно свести к одной из двух "Люби Бога" и "Люби ближнего", не важно, "не сотвори кумира" или "не убий" или "почитай отца и мать твою".
Но о чём Иисус говорил ученикам Мф 5:17?
Прям на это место в данном месте дан комментарий переводчиков (на той же странице):
Здесь, вероятно, Иисус говорит о том, что Он является истинным исполнением всего, что было записано в Священном Писании.
Другое толкование: Он дал Писанию завершение, наполнив его истинным смыслом.
Согласно третьему толкованию, этот стих можно перевести следующим образом: «Не думайте, что Я хочу исказить Закон или сказанное в Пророках; Моя цель не искажать, а толковать правильно».
Я это понимаю место так, что Бог явился во плоти, прожил жизнь без греха (т.к. этого нет в его природе), и слушащие его, тому чему он учил о нравственных нормах (пробегитесь по нагорной проповеди, обратите внимание на его цитаты вида "
Вы слышали ... А я говорю вам ..." , и слушающим кажется, то они слышат что-то странное/новое, т.к. он похоже говорит, о том, что Моисей говорил по другому, но он усиливает отношение Бога ко греху, что для измены не обязательно переспать физически с женщиной, достаточно сделать это в своем сердце и считай согрешил. Более того, он не однократно прямым текстом обвиняет в этом религиозных лидеров того времени, что они возлагали на граждан некоторые требования (которых даже не было в законе), но при этом сами сограшали в этом.
Вы пишете о современной практике смертной казни в разных странах.
Но я спрашиваю о Законе Божьем из Ветхого Завета действует он сейчас или нет.
Как применять меры наказания, это то, что доверил Бог использовать нам, мы в праве действовать или не действовать. Мне кажется подобных законов нет, только если в странах, где на уровне власти действует ислам (но не знаю побивают ли там за плохое отношение к родителям).
Ваш вопрос очень напоминает вопрос о женщине которую взяли в прелюбодиянии и решили побить камнями.
Рано утром Он опять был в храме. Вокруг Него собралось много людей, и Он сел и стал их учить. Учители Закона и фарисеи привели женщину, уличенную в супружеской измене. Они поставили ее перед народом и сказали Иисусу: – Учитель, мы поймали эту женщину на месте преступления, она изменила мужу! Моисей повелевает в Законе побивать таких камнями. А Ты что скажешь? Они спросили это, чтобы найти повод уловить Иисуса в чем-либо и обвинить Его. Иисус склонился и писал пальцем на земле. Они упрямо продолжали Его спрашивать. Тогда Иисус выпрямился и сказал:
– Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень.
И Он опять, склонившись, продолжал писать на земле. Тогда они начали по одному уходить, начиная с самых старших. В конце концов остались только Иисус и женщина. Иисус выпрямился и спросил:
– Женщина, где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя?
– Никто, Господин, – ответила она.
– И Я тебя не осуждаю, – сказал Иисус. – Иди и больше не греши.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:2-11)
Т.е. по закону в принципе она могла быть побита камнями, и это было бы справедливо, но если начинать разбираться, то каждого из нас есть за что побить, и в принципе Христос мог бы кинуть камень, и был бы прав (у него не было греха), но он проявляет милость, говорит, что не осуждает её, не говорит о том, что она делала правильно, но говорит "Иди и больше не греши."
Т.е. ситуация с побить камнями, более веская причина, но остается живой.
Мне нравится вот это место из Робинзона Крузо, о том, почему мы не всегда бываем подвержены наказанию.
После этого я рассказал ему о том, что дьявол - враг божий в сердцах человеческих, что он пускает в ход всю свою злобу и хитрость, чтобы
сокрушить благие планы провидения, разрушить в мире царство Христово, и тому подобное.
"Ну вот", - сказал Пятница, - "ты говоришь, что бог - такой большой, такой сильный; он такой же сильный и могучий, как и дьявол?"
- "Да, да", - отвечал я, - "бог еще сильнее дьявола; бог выше дьявола, и потому мы молим бога, чтобы он покорил нам дьявола, помог нам противиться его искушениям та гасить его огненные стрелы",
"Но", - возразил Пятница, - "если бог такой сильный, такой крепкий, как дьявол, почему бог не убей дьявола и не сделай, чтобы он не делай больше зла?"
...
Это не удовлетворило Пятницу, и он опять обратился ко мне, повторяя мои слова.
"В конце концов предстоит суд. Мой не понимай. Отчего не убить дьявола сейчас? Отчего не убить его давно давно?"
"А ты лучше спроси", - отвечал я, - "почему бог не убил тебя или меня, когда мы делали дурные вещи, оскорбляющие его; нас пощадили, чтобы мы раскаялись и получили прощение". Он немного задумался.
Уточню свой вопрос. Конкретно Закон данный Господом Моисею на той же горе, что и Заповедь "Не убивай" Исх 20:13
"Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти." Исх 21:17 сейчас действует?
Он же выше светских законов? Или закон это сейчас не действует? Если не действует как можно из Библии понять что он теперь не действует?
Если в Библии нигде никак закон не отменялся, а этот закон сейчас сейчас не действует, то на каком основании нужно считать его отменённым?
На сколько я понимаю, что если мы смотрим процесс, того, как должно происходить побитие камнями:
пусть отец с матерью приведут его к старейшинам у ворот города.
т.е. нужно было выполнить как минимум два условия до побития камнями (1) привести к воротам (2) и к старейшинам . Приводили всех, кого согласно закона надо было приговорить к смертной казни. Но решение выносили не люди, а непосредственно старейшены, и не где-то, а у городских ворот, т.е. это было местом суда, где судьи (старейшен) выносили своё решение. Но никак не самосуд.
А теперь, почему сегодня за не уважение к родителям, не побивают камнями. Если привести человека на суд, то сегодня судья в лучшем случае может обязать ребенка съехать от родителей и обложить ребенка алиментами (по уходу за родителями). Смертную казнь, за это современные суды не выносят.
Без суда можно наказывать ребенка ремнем (описано тоже в Библии), в некоторых странах можно за это попасть в каталажку или лишиться ребенка, но увы таков закон (я читал лет 10 назад новость, как пара если не ошибаюсь в Канаде, отстояла в суде права на телесное наказание ребенка в суде, и суд одобрил им это право)