Да, Старче, Вы прямо в точку попали в том смысле, что к забвению истины прилагали и прилагают руки разнообразные власти.
Правда, роль различных представителей власти, конечно, была и бывает совершенно различной: не зря Апостол заповедывал прежде всего молиться о царях и иже во власти суть (1 Тим. 2:2).
Как правило, большинство народа следует за властями так или иначе. Как в нашей стране при сов. власти большинство было атеистами; а в постсоветское время стало называться православными, потому что это "наши традиции", "скрепы" и что-то еще в том же духе.
Но нельзя и то забывать, что церковная организация Московской Патриархии - это наследие Сергия Страгородского, того самого, который запретил в храмах поминать архиереев и священников, арестованных большевиками. Он объявил всех их государственными преступниками (по принципу "у нас никого просто так не сажают"); на их места стал назначать новых, по указанию безбожных властей. Кратко говоря, церковную организацию отдал под управление тех, кто ставил целью покончить со всякой религией вообще. Он со своими единомышленниками собственными руками уничтожал Церковь, тем самым обеляя гонителей, и заявляя перед всем миром, что никаких гонений на веру нет, а есть только политическая борьба с контрреволюционерами. Фактически это предательство мучеников, а значит, отступничество от Христианства.
Мы пришли к вере в начале 1980-х, и тогда ничего этого не знали; но со временем стало невозможно закрывать глаза на результаты всей этой деятельности.
В начале 1990-х мы, сами еще мало что зная, начали преподавать в Санкт-Петербургском духовном училище для мирян. Постепенно стали знать больше, но не могли понять, почему то, о чем мы читаем у Отцов, вызывает подозрение и неприязнь, например, в Духовной Академии.
Мы считали свою деятельность непритязательной, чем-то вроде ликбеза. А нам говорили: "вы одной ногой стоите в расколе" (когда мы и не помышляли от кого-то отделяться).
Потом было много пережито, и обо всём здесь рассказать невозможно. Пожалуй, мне многое прояснила книжечка о. Михаила Польского "Положение Церкви в Советской России", написанная в начале 1930-х.
По многим причинам мы вынуждены были прекратить, то есть просто по совести не смогли больше иметь общение с этим официальным православием. В частности и по причине господствующего там адогматизма.
Мне кажется, что главное различие в направлении жизни современных христиан - между теми, для кого истины веры важны, и теми, для кого важнее личные качества и дарования.
И одно дело, что человек может ошибаться, даже стремясь к Истине. И совсем другое дело, если в оправдание себе он ссылается на какого-нибудь почтенного батюшку, который перевешивает не только Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, но и всё Священное Писание.
Об этом, кстати, тоже Игнатий Брянчанинов много писал. Потому что широко почитаемые старцы "от молвы" были уже и тогда, хотя в наше время стали куда распространеннее.