Исх.20:4-6: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои".
Разве это не запрещение?
Авраам действительно был женат на своей сестре по отцу. И у них не было детей. Связь улавливаешь? Он и других нехороших вещей делал много. Но Бог долготерпел его, зная, что Авраам в конце-концов обратится.
Я уже здесь где-то выставлял моё исследование по Аврааму. Выставлю ещё раз. Глазков, у тебя голова неверно работает. "Как у нашего у Ванюшки, да всё в попе камушки".
ПОСЛУШАНИЕ АВРААМА.
Я хочу здесь изложить свои размышления о послушании Авраама, а также о том, какую пользу мы можем извлечь из опыта Авраама во взаимоотношениях с Богом в плане послушания.
Первое обращение Бога к Аврааму находится в Быт.12:1: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ». Послушался ли Авраам Бога? Принято считать, что да. Но действительно ли Авраам покинул всех своих родственников и пришёл в Ханаан, как ему было повелено?
Быт.11:31: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую: но, дошедши до Харрана. Они остановились там». Мы видим, что Авраам пошёл в Ханаан со множеством родственников, да и то застрял по дороге туда в Харране, пока его отец не умер. Из Быт.11:27 следует, что Фарра родил Авраама, когда ему было не более 70-ти лет, а из Быт.12:4, что Авраам вышел из Харрана в Ханаан, когда ему было 75. 70+75=145. А Фарра умер в Харране в 205 лет (Быт.11:32). Значит, Авраам застрял в Харране на не менее, чем 60 лет. Об этом вскользь сказал Стефан в своей речи перед синедрионом: «Но он сказал: мужи братия и отцы! Послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего, и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живёте» (Деян.7:2-4).
«Поселился», пока «переселил его Бог». Создаётся впечатление, что Авраам не горел желанием выполнить Божью волю. Бог его чуть ли не вытолкал из Харрана в Ханаан. Да и то, при этом, отчаянно цепляясь за дорогое прошлое, он, вразрез с Божьим повелением, берёт с собой Лота.
Я предполагаю, что так как его жена была неплодна (Быт.11:30), он не верил, что у него родится ребёнок, тем более, великий народ. Поэтому Авраам был более склонен считать своим потомком осиротевшего сына своего умершего брата, что проявилось позже в его необычайной смелости при вызволении пленённого армиями четырёх царей племянника с небольшим количеством людей, бывших при нём. И это на фоне того, что Авраам без какого-либо боя два раза сдавал свою жену в чужие гаремы. Не очень-то верил он в Сарру, как мать великого множества.
Когда Авраам всё-таки пришёл в Ханаан, он сделал нечто, говорящее о его вере в Бога – построил там жертвенник в ответ на заверения Бога, что ему и его потомству будет отдана эта земля. Это действительно жест верующего человека – заявить в чужой земле и в чужом обществе, что твои верования и взгляды коренным образом отличаются от принятых всеми туземцами. В то время религия значила намного более, чем в нынешнее. И заявив о своём инаковерии, да ещё будучи пришельцем, он рисковал своей головой. Но, мало того, перейдя на другое место, Авраам опять устроил жертвенник чуждому для всех местных Богу. Нельзя сказать, что он был совсем никудышным верующим. Но вера его нуждалась в росте, развитии и укреплении.
Быт.12:10: «И был голод в той земле. И сошёл Авраам в Египет, пожить там; потому что усилился голод в земле той». Под давлением жизненных обстоятельств Авраам пошёл туда, куда Бог его не посылал, но где, зато, было полегче. Позднее от такого шага Бог уже в открытую предупреждал Иасаака, его сына, когда тот был в таком же положении (Быт.26:1-3). Кривая веры Авраама пошла вниз. Мы даже не видим, чтобы он устроил здесь жертвенник, как место и символ поклонения Богу и как свидетельство об этом окружающим. И, как результат – первая сдача своей жены в гарем фараону.
Хорошо, что Бог выручил его и не допустил нехорошего. Сарра, судя по всему, целая и невредимая, была возвращена своему мужу. Авраам вернулся в Ханаан к тому месту, где им ранее был устроен жертвенник. Бог, позаботившийся о нём столь необычным и решительным образом в Египте, приобрёл в глазах Авраама большую ценность.
Но далее говорится, что Авраам дал преимущественное право на обитание на земле, обещанной во владение ему и его потомкам, Лоту (Быт.3:1-12). И Бог сразу после этого явился Аврааму и ещё раз объявил, что всю эту землю он даст во владение ему и его потомству. Из этого отрывка ещё раз видно, что Авраам в качестве своего потомка рассматривал Лота, и Бог по этому поводу пытался ещё раз доходчиво объяснить, что не Лот является его потомством.
Авраам перешёл на другое место Ханаана и опять устроил жертвенник своему Богу (Быт.13:18). И из следующей главы, как уже было упомянуто, видно, что Авраам по-прежнему возлагал надежды на Лота в качестве потомка – с триста восемнадцатью человеками он напал на армии четырёх царей, чтобы отбить пленённого племянника.
В 15-ой главе описывается заверение Богом Авраама о том, что награда ему будет величайшей. Посмотрите, как отвечает Богу Авраам: «Владыка Господи! Что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моём этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт.15:2,3). Это слова отчаявшегося человека, но не мужа веры. Но Бог заверил его в том, что потомство, произошедшее именно из его чресл будет его наследником. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:4-6).
«Но Сарра, жена Аврамова, не рождала ему». Поэтому они решили помочь Богу совершить обещанное и, так сказать, ускорить события, ибо время и обстоятельства, по их мнению, поджимали. На семейном совете было решено прибегнуть к помощи суррогатной матери – Авраам завёл, таким образом, вторую жену, на что, естественно, не было Божьей воли и чего Он никогда никому не поручал (Быт.16:1-3). Полагаю, что Авраам знал, что совершает грех. Но под «давлением обстоятельств» страх перед беззаконием значительно приуменьшился.
Бог снова явился Аврааму и, ссылаясь на Своё всемогущество, потребовал: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1). И далее дал обряд обрезания, показывающий, что делами плоти нельзя достичь благословения, и пообещал, что именно Сарра ( как и подразумевалось сначала, ибо она была его единственной законной женой до того времени) родит от него сына (Быт.17:2-16). Как же в этом случае проявилась вера Авраама Богу? «И пал Авраам на лице своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? И Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!» (Быт.17:17,18). И Бог снова убеждал его, подчёркивая, что лишь Сарра является его законной женой : «Именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына» (ст.19). А Агарь Бог везде называл служанкой и рабыней Авраама и Сарры( Быт.16:8,9; 21:12,13).
Авраам послушно совершил обрезание над собой и мужским полом всего своего дома. Судя по всему, Бог убедил Авраама. И это несмотря на то, что проблема с деторождением касалась уже не только Сарры, но и его самого (Быт.17:17; 18:11,12; Евр.11:11,12). И далее -- поражающее своей смелостью и доверием Богу ходатайство перед ним За жителей Содома и Гоморры (Быт.18:23-33).
Но что же случилось дальше? До рождения сына остался год (Быт.17:21; 18:14) или даже чуть меньше. «Авраам поднялся оттуда к югу, и поселился между Кадесом и Суром; и был на время в Гераре. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру» (Быт.20:1,2) Невероятно, но он опять сдал её! Как теперь разобраться, от кого менее чем через год Сарра родит сына? Ведь судя по тому, что с назначения Богом двенадцатимесячного срока, далее выздоровления Авраама и иже с ним от операции обрезания, переселения в новое место и обоснованием в нём, с последущей передачей Сарры, прошло не менее месяца, до рождения Исаака оставалось не более 11-ти месяцев.
Бог опять вмешивается, выручая Авраама, послав на мужчин Герара, включая его царя, невозможность зачать детей, то есть именно то, чем страдал Авраам. Почему я думаю, что проблема была у мужчин? Потому что судя по срокам, назначенным Богом, Сарра могла быть у Авимелеха не более двух месяцев. Как герарцы могли понять, что «заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову» за такой малый срок, если проблема заключалась в женщинах? Поэтому-то Бог и сказал Авимелеху: «Я… не допустил тебя прикоснуться к ней» (см. Быт.20).
И вот, наконец, «призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала, и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог» (Быт.21:1,2). Счастливый конец? Не тут-то было.
«И было после сих происшествий Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:1,2). И далее говорится о том, что Авраам послушно взялся за это страшное дело. Это было страшнейшее испытание, какое только встречалось в его жизни. Зачем это было нужно? Ответ начинается в книге Иова, где сатана подверг сомнению праведность Иова и, во свете борьбы сатаны с Богом, справедливость Бога, предназначившего Иову вечную жизнь, а ему (сатане) озеро огненное. Бог позволил тогда испытать Иова, дабы доказать неправоту обвинителя и Свою справедливость. То же самое произошло и в отношение Авраама, провалившего до этого множество экзаменов, встававших перед ним в контексте великой борьбы Бога с сатаной, в которую вовлечён каждый человек, включая Авраама. Вот почему по сдаче этого страшного экзамена Бог сказал: «Ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога» (Быт.22:12). А до этого у сатаны были все основания обвинять как Авраама, так и Бога в неправедности.
Жизнь Авраама была полна падений, но Бог, предузнавший и предопределивший Авраама к избранию и прославлению, был всегда рядом с ним и вел его по пути роста доверия Ему. И это удалось Всемогущему, как Он и сказал позже Исааку, сыну Авраама: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:5).
Что же дальше? После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила…Восьмерых сих родила Милка Нахору, брату Авраамову» (Быт.22:20-23). Восемь против одного. Да ещё и Сарра, жена Авраама, не выдержав такого поступка своего мужа с единственным сыном, ушла от него (Быт.21:32-34; 22:19; 23:2). Вот это да! Живут себе, поживают, да детей и добра наживают его язычники-родственники (Быт.31:19,30,32,34; Ис.Нав.24:2). Нигде не мотаются, никаких особых злоключений с ними не происходит. Не всегда, далеко не всегда жизнь верующих выгодно выглядит в сравнении с жизнью их неверующих собратьев. Земная слава и преуспевание совсем не похожи на небесную славу. Последняя пока невидима. И это не должно приводить в уныние Божьих детей.
Чему учит нас эта история? Тому, что нам не удастся проскочить дальше, не сдав жизненного экзамена по тому или иному предмету. Потому что после провала, нас будет ждать ещё более трудный. Так мой отец учил меня, наказывая : «Сын, что толку, что ты получил двойку? Ведь ты всё равно это выучишь. Ведь ты же всё равно знаешь теперь, например, таблицу умножения. Не лучше ли выучить сразу, а не через ремень?».
Эта история учит нас также и тому, что если мы не воспротивимся, Бог, подобно тому, как Он вёл Авраама, будет вести и нас , совершая в нас дело, которое некогда начал, всю нашу жизнь, вплоть до пришествия дня оного.