"Они же, услышав то и
будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди" (
Стих 9).
Многое зависит от внимания человека. Пока оно занято одним, прочее от него бывает сокрыто. Если человек желает осмыслить и оценить происходящее, обращаясь к своему сердцу, вопрошая, доброе или злое сделано, то тем
делает первый шаг. Когда же он обращается к своему сердцу, то оказывается в том, что называется совестью, о которой достаточно в Новом Завете, и знаем, что бывает
доброй,
чистой,
непорочной, или
оскверненной.
Люди, имеющие добрую совесть, видят ошибки, которые были, или случаются, а порочные, творящие беззаконие, -не находят плохого в себе. Это
зависит от желания человека жить правдой. И, если он выбирает её, то внутри открываются новые, соответствующие ей, Новозаветные критерии, началом имеющие: "
вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их".
Следовательно далее, на мой взгляд, важным является решение человека жить правдой, и если это решение принято, то человек, будучи внимательным к этому, посредством внутреннего размышления способен обнаруживать, осознавать как ошибки прошлого, так и новые, если случаются по неведению или суетности.
Приятие истины или противление ей в процессе внутреннего размышления во многом зависит от меры смирения, действующей обратно гордыне, утверждающей личную правоту. Происходит это порой на фоне более или менее заметного противопоставления интересов личных и общественных (общества, Тела Христова, Церкви), например:
1,
2
.